Этика Фейербаха
В 20-х годах XIX столетия среди немецких и австрийских философов-идеалистовгосподствовало мнение, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, построенной на эвдемонистической основе. В этом сходились столь различные мыслители, как Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Наиболее видным из немногочисленных защитников эвдемонизма был Бенеке, выпустивший в свет в 1822 г. «Grundlegung zur Physik der Sitten»; но эта книга, по-видимому, осталась неизвестной Фейербаху.
Между тем, Фейербах сходится с Бенеке в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения. «Нравственность без блаженства — это слово без смысла». На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты».
Мысль о том, что личное стремление к счастью связано со стремлением к счастью других лиц, должна рано сложиться в уме человека: «тумаки его братьев и щипки его сестёр научат его тому, что и чужое стремление к счастью вполне законно»[ . Противоположность между склонностью и долгом несомненна и очень важна с нравственной точки зрения, но не абсолютна. Чувство долга естественно вырастает мало-помалу на почве склонностей. Из того, что исполнение долга в конечном счёте ведёт к счастью, ещё не следует, чтобы счастье непосредственно сопровождало исполнение долга. Импульс к счастью и чувство долга — изменчивые факторы: что теперь выполняется против воли, с усилием, с «надрывом», то впоследствии совершается непринужденно, легко. Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.
- 1.Типология цивилизации по а. Теория локальных цивилизаций Тойнби
- 2. Типология цивилизации по о.Шпенглеру
- 3. Типология цивилизации по н.Я. Данилевскому
- 4. Богословско-теологический подход к исследованию религии
- 5. Философский подход к исследованию религии
- 6. Деизм и пантеизм как направления философии религии
- Отношение деизма к традиционным религиям
- 7. Философия религии л.Фейербаха Философские взгляды
- Этика Фейербаха
- Учение о религии
- 10. Социология религии м.Вебера
- 11. Социология религии э.Дюркгейма
- 13. Проблема «минимума» религии
- 14. Возникновение и особенности иудаизма
- 15. Буддийское вероучение и культ
- II. Догматы
- Учение о душе
- III. Мораль
- Iy. Личность основателя
- 16 Чань-буддизм: особенности китайского буддизма
- История чань-буддизма Ранний буддизм в Китае
- 17. Ламаизм как разновидность буддизма
- 18. Христианство и иудаизм: общее и особенное Сравнение христианства и иудаизма
- Отношение иудаизма к христианству
- Отношение христианства к иудаизму
- 20. Семь таинств в православии
- 21. Католическое вероучение и культ
- 22. Протестантизм: история становления и особенности вероучения
- Вероучение
- Организация
- Образ жизни, вопросы этики и морали
- 24. Особенности шариата
- Степени предписаний
- 25. Неохристианские объединения
- 27. Неоориенталистские культы (пример)
- 28. Сатанинские группы
- 29. Неоориенталистский культ: «Общество сознания Кришны»
- 30. Атеизм и свободомыслие
- 31. Ислам в Казахстане
- 32. Христианство в Казахстане История христианства в Средней Азии
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм Церковь Адвентистов Седьмого Дня
- 33. Нетрадиционные культы в Казахстане Нетрадиционные религии в Казахстане