16 Чань-буддизм: особенности китайского буддизма
Чань-буддизм, чань (кит. 禪) — это школа китайского буддизма, сложившаяся в период V—VI веков в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая[1]. Учение распространилось за пределы Китая, и на основе чань появилась вьетнамская школатхиен (VI век) и корейская школа сон (VI—VII века), а позднее японская школа дзэн (XII век). Во времена династии Цин школа Чань очень ослабла и почти прекратилась. В XX веке благодаря деятельности японских дзэновских организаций школа дзэн получила широкую известность во всём мире. Также в XX веке значительно оживилась активность китайских школ Чань, которые развили активную международную деятельность. Китайские, корейские и вьетнамские организации стали также называть соответственно «китайский дзэн»[2][3][4][5], «корейский дзэн» и «вьетнамский дзэн»[6].
Китайское слово «чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна), что означает «отстранённость» или «избавление»[7]. На практике изначально это означало методы созерцания или медитации, которые указывал канон Хинаяны (дзэн Малой Колесницы) и махаянский канон (дзэн Большой Колесницы)[8]. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно чань стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии ещё во II веке до н. э. Развившись и укоренившись в Китае, чань оказал сильное влияние на соседние страны — Корею, Японию и Вьетнам.
Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностьючеловека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды. Исследования историков показывают, что точное время, когда были сформированы эти принципы, нельзя установить, однако принято считать, что их фундаментом стало учениеБодхидхармы[9].
- 1.Типология цивилизации по а. Теория локальных цивилизаций Тойнби
- 2. Типология цивилизации по о.Шпенглеру
- 3. Типология цивилизации по н.Я. Данилевскому
- 4. Богословско-теологический подход к исследованию религии
- 5. Философский подход к исследованию религии
- 6. Деизм и пантеизм как направления философии религии
- Отношение деизма к традиционным религиям
- 7. Философия религии л.Фейербаха Философские взгляды
- Этика Фейербаха
- Учение о религии
- 10. Социология религии м.Вебера
- 11. Социология религии э.Дюркгейма
- 13. Проблема «минимума» религии
- 14. Возникновение и особенности иудаизма
- 15. Буддийское вероучение и культ
- II. Догматы
- Учение о душе
- III. Мораль
- Iy. Личность основателя
- 16 Чань-буддизм: особенности китайского буддизма
- История чань-буддизма Ранний буддизм в Китае
- 17. Ламаизм как разновидность буддизма
- 18. Христианство и иудаизм: общее и особенное Сравнение христианства и иудаизма
- Отношение иудаизма к христианству
- Отношение христианства к иудаизму
- 20. Семь таинств в православии
- 21. Католическое вероучение и культ
- 22. Протестантизм: история становления и особенности вероучения
- Вероучение
- Организация
- Образ жизни, вопросы этики и морали
- 24. Особенности шариата
- Степени предписаний
- 25. Неохристианские объединения
- 27. Неоориенталистские культы (пример)
- 28. Сатанинские группы
- 29. Неоориенталистский культ: «Общество сознания Кришны»
- 30. Атеизм и свободомыслие
- 31. Ислам в Казахстане
- 32. Христианство в Казахстане История христианства в Средней Азии
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм Церковь Адвентистов Седьмого Дня
- 33. Нетрадиционные культы в Казахстане Нетрадиционные религии в Казахстане