logo search
Документы АПЦ

Глава V. Епархии и епископы

Канон 61. Епархия – это часть народа Божия, вверяемая пастырскому попечению епископа в сотрудничестве со священниками, чтобы она, держась своего пастыря и будучи собрана им во Святом Духе посредством Евангелия и Евхаристии, составила отдельную Церковь, в которой воистину пребывает и действует единая святая вселенская и апостольская Церковь Христова.

Канон 62. Часть народа Божия, составляющая епархию, или автономную Церковь, как правило, ограничивается определённой территорией, охватывая всех верных членов Церкви, проживающих на данной территории.

Канон 63. В то же время, возможно образование экстерриториальных епархий, объединяющих под властью епархиального епископа общины, священнослужителей, церковнослужителей и монашествующих, расположенных в различных местах – в том числе и там, где уже существуют общины другой епархии.

Канон 64. Каждой епархии подобает разделяться на особые части – общины (приходы), монашеские общины, миссии, евхаристические группы и иные сообщества верных.

Канон 65. В епархии должно быть не менее трёх общин.

Канон 66. Епископы, по Божественному установлению преемствующие Апостолам через дарование им Святого Духа, поставлены в Церкви пастырями, чтобы быть наставниками в вероучении, руководителями богослужения и служителями управления. Эти служения должны осуществляться в духе слов Господа: «Кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом», и они могут осуществляться епископами только в иерархическом общении с собратьями по епископскому служению.

Канон 67. Епископы, осуществляющие попечение о какой-либо епархии, именуются епархиальными. Епископы, в ведении которых находится менее трёх общин, именуются титулярными. Епископы, отошедшие или отстранённые от управления епархией, именуются епископами, находящимися на покое.

Канон 68. Епископ распоряжается имуществом епархии. Если есть возможность, епископу в управлении имуществом должен помогать эконом, чтобы церковное домостроительство велось не без свидетелей, чтобы не расточалось её имущество, и чтобы в связи с этим на священство не падали подозрения и нарекания. Личное имущество епископа должно быть чётко отделено от имущества епархии, которым он управляет. Оно не подлежит ведению Церкви, но должно быть уважаемо и при необходимости сохраняемо для наследников.

Канон 69. Епископу не следует уклоняться от занятия своего поста, оставлять свою епархию и переходить в иную, хотя бы многие его об этом просили, если только не будет какой-то уважительной причины на это, причём переход должен осуществляться только с согласия Священного Синода.

Канон 70. Если к тому побуждают пастырские потребности епархии, епархиальный епископ может просить Священный Синод о поставлении для него епископа-помощника.

Канон 71. Епископ имеет право принять в свою епархию в качестве епископа-помощника уже поставленного епископа Апостольской Православной Церкви из числа титулярных или находящихся на покое.

Канон 72. При поставлении епископа-помощника или назначении такового из числа уже поставленных епископов особой грамотой должен быть определён объем полномочий епископа-помощника. Объем полномочий епископа-помощника может изменяться по воле епархиального епископа.

Канон 73. В случае кончины или ухода на покой епархиального епископа, епископ-помощник также уходит на покой, сохраняя право возглавить какую-либо епархию либо стать епископом-помощником в иной епархии.

Канон 74. Все епископы равны между собою по чести. Титулы «архиепископ» и «митрополит», которыми епископ может быть награжден по решению Священного Синода, не влекут за собой никаких преимуществ, прав или привилегий.

Канон 75. Епископ не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь епархий или общин, находящихся в ведении другого епископа, кроме как по просьбе или с разрешения последнего.

Канон 76. Осуществляя служение пастыря, пусть епархиальный епископ проявляет своё попечение обо всех верных Христу, порученных его заботам, независимо от их возраста, положения и национальности – как о постоянно проживающих на его территории, так и о находящихся там временно, – распространяя апостольскую заботу и на тех, кто по условиям своей жизни не может в достаточной мере пользоваться обычным пастырским попечением, а также на тех, кто отпал от религиозной жизни.

Канон 77. К братьям, которые не находятся в полном общении с Апостольской Православной Церковью, епископ должен относиться с доброжелательностью и христианской любовью, поощряя экуменизм, то есть стремление к единству всех верующих во Христа; однако, при этом следует избегать любых искажений вероучения и заботиться о развитии православного миссионерства.

Канон 78. Пусть епископ считает порученными ему в Господе также и некрещёных, чтобы и им воссияла любовь Христова, свидетелем которой епископ должен быть перед лицом всех.

Канон 79. Епархиальный епископ имеет право принять или отказать в принятии под свое попечение общину верных членов Церкви другой епархии, если община просит его о таковом переходе. В принятии соответствующего решения епископы должны руководствовать братской любовью друг к другу и уважением к свободе всех верных членов Церкви, как священников, так и мирян.

Канон 80. Переход священника из одной епархии в другую должен осуществляться по согласованию епископов этих епархий.

Канон 81. С особой заботой епархиальному епископу следует относиться к пресвитерам (священникам), выслушивая их как помощников и советников, защищая их права и следя за тем, чтобы они надлежащим образом исполняли обязанности, присущие их сану.

Канон 82. Епархиальному епископу следует в высшей степени поощрять призвания к различным служениям, проявляя особую заботу о священнических и миссионерских призваниях.

Канон 83. Епископ обязан излагать и разъяснять верным истины веры, которые надлежит исповедовать и применять в вопросах нравственности. Ему следует также заботиться о том, чтобы христианское вероучение передавалось в целостном и неискаженном виде. Пусть он твёрдо отстаивает единство веры, признавая, однако, при этом необходимость свободы в творческом постижении и раскрытии церковной истины.

Канон 84. Памятуя о своей обязанности являть пример любви, смирения и простоты жизни, пусть епископ всеми силами старается содействовать святости всех верных сообразно призванию, свойственному каждому из них. Будучи первейшим домостроителем тайн Божиих, пусть он постоянно прилагает усилия к тому, чтобы верующие во Христа, порученные его попечению, благодаря постижению Слова Божия и участию в таинствах, постоянно возрастали в благодати, познавали пасхальную тайну и жили ею.

Канон 85. Задача епископа – править своей епархией посредством вверенной ему законодательной, исполнительной и судебной власти, по нормам канонического права.

Канон 86. Поскольку епископ должен оберегать единство всей Церкви, на него возложена обязанность понуждать верных членов Церкви в общинах своей епархии к соблюдению всех общецерковных законов.

Канон 87. Епископ должен следить за тем, чтобы в церковную жизнь не вкрадывались злоупотребления, особенно в том, что касается служения слова, совершения таинств и обрядов, почитания Бога и святых, а также управления имуществом.

Канон 88. Епископ представляет свою епархию и только ее во всех юридических делах, в сношениях с государственной властью, общественными организациями, другими епархиями, Церквами и христианскими объединениями.

Канон 89. Трое (в исключительных случаях – двое) или более епископов с клиром и общинами, порученными их попечению, имеют право объединиться в автономную Церковь – то есть объединение, входящее в состав Апостольской Православной Церкви и подчиняющееся ее Собору, но самостоятельное в вопросах внутреннего самоуправления. В автономной Церкви учреждается свой Устав и создается особый орган управления, который помогает епископам в исполнении их архипастырского долга. На Соборе Апостольской Православной Церкви такая автономная Церковь имеет лишь те права, которые имеют епископы и общины, ее составляющие.

Канон 90. Епископы, образовавшие автономную Церковь или вошедшие в имеющуюся автономную Церковь, самостоятельно определяют структуру и полномочия ее органов управления, не используя, однако, именование «Священный Синод» для обозначения какого-либо из этих органов.