Глава XII. Таинство крещения
Канон 220. В Крещении человек через омовение водой с призыванием имени Святой и Единосущной Троицы: Отца, Сына и Святого Духа, освобождается от греха, рождается к новой жизни, облачается во Христа и становится членом Церкви, которая есть Его Тело. Только через действительное принятие крещения человек получает способность участвовать в других таинствах.
Канон 221. В случае настоятельной необходимости крещение может быть совершено с исполнением лишь того, что требуется для действительности таинства: произнесением слов: «Крещается раб (раба) Божий N. (произносится имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», или же «N. (произносится имя), я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», с троекратным погружением в проточной воде, а если таковой нет, то в озере или бассейне, а при их отсутствии в какой-либо купели. В случае отсутствия возможности совершить крещение через погружение, допускается совершать его троекратным окроплением.
Канон 222. Крещение совершается обыкновенно священником, но в случае необходимости может быть совершено любым христианином, даже отцом или матерью крещаемого. В этой возможности совершения таинства крещения каждым членом Церкви проявляется дар царственного священства, полученный им при его собственном крещении.
Канон 223. Ни при каких обстоятельствах не допускается совершение повторного крещения человека, уже принявшего крещение в какой-либо из христианских Церквей. Так да соблюдем непреложное слово Никейско-Константинопольского Символа Веры: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».
Канон 224. Принять крещение способен каждый человек – лишь при том условии, что он ещё не окрещён. Крещение беременной женщины не является крещением младенца, которого она носит.
Канон 225. Чтобы взрослый мог быть окрещён, необходимо, чтобы он выразил желание принять крещение, получил достаточные наставления об истинах веры и о христианских обязанностях, а также был испытан в христианской жизни во время обучения вере.
Канон 226. Взрослый, который находится перед угрозой смерти, либо находящийся в узах, либо отбывающий в дальнее путешествие и при иных подобных обстоятельствах может быть окрещён, если, имея некоторое представление об основных истинах веры, он тем или иным образом выразит намерение принять крещение, выразит готовность соблюдать заповеди Евангелия и пообещает в дальнейшем восполнить свои познания в вере.
Канон 227. Если тому не будет серьёзного препятствия, то крещаемому взрослому следует сразу же принять миропомазание, принять участие в евхаристическом богослужении и причаститься.
Канон 228. Родители обязаны позаботиться о том, чтобы их дети были окрещены в первые недели жизни. Как можно скорее после рождения ребёнка – и даже до него – родителям следует обратиться к настоятелю церковной общины, чтобы попросить о совершении таинства крещения для ребёнка и о помощи себе в должной подготовке к этому событию.
Канон 229. Если жизнь ребенка находится под угрозой, то его следует окрестить без малейшего промедления.
Канон 230. Ребёнка допустимо крестить, если на это есть согласие его родителей, или хотя бы одного из них, или же лиц, на законных основаниях их заменяющих; при этом выражается надежда на то, что он будет воспитан в христианской вере.
Канон 231. Недоношенных детей, преждевременно появившихся на свет, следует без промедления окрестить, в особенности если их выживание находится под угрозой.
Канон 232. Если существует сомнение в том, что какое-либо лицо было окрещено, или же в том, что крещение было преподано действительным образом, причём это сомнение остаётся и после серьёзного исследования данного вопроса, то данное лицо следует окрестить условно, то есть, предваряя слова «крещается» выражением «если не крещён».
Канон 233. По возможности крещаемому следует предоставить восприемника, задача которого – сопровождать взрослого крещаемого в его посвящении в христианские таинства и помогать ему в достойном осуществлении христианского призвания, а при крещении ребенка содействовать родителям в его христианском воспитании.
Канон 234. При крещении допускается либо один восприемник (крестный отец или крестная мать), либо крестный отец и крестная мать вместе. Восприемник должен быть не моложе 16 лет (если епископ или священник не установит для отдельного случая более юного возраста). Восприемник должен быть определён самим крещаемым, его родителями либо заменяющим их лицом, а при отсутствии таковых – тем, кто совершает крещение. Восприемник должен быть искренне готов исполнить свою обязанность – в течение всей жизни быть ближайшим помощником крещаемому на пути веры.
Канон 235. Не могут быть восприемниками нехристиане.
Канон 236. Между крестным отцом, крестной матерью и крещаемым устанавливаются узы духовного родства, поэтому они не могут вступать друг с другом в брачные отношения.
Канон 237. Лицо, совершающее крещение, должно стараться, чтобы при этом был хотя бы один свидетель и чтобы в книге церковной общины была совершена запись о крещении с указанием лиц, принявших крещение, совершителя таинства, родителей, восприемников и свидетелей, если таковые имеются, а также о месте и дате совершения крещения, указав, кроме того, дату и место рождения крещаемого.
- Предисловие
- Декларация Общественного движения «За возрождение православия»
- Декларация о создании апостольской православной церкви
- 1. Децентрализация церковной власти, возврат к апостольской традиции церковного управления.
- 2. Богослужебно-дисциплинарные реформы
- Устав апостольской православной церкви (2000)
- Решение о прославлении в лике святых священномученика и просветителя александра меня
- Воззвание апостольской православной церкви о жизни церковной в свете жизни и кончины отца александра меня
- Устав апостольской православной церкви (2003)
- Собрание канонов Апостольской Православной Церкви
- Глава I. Общие нормы
- Глава II. Верные члены церкви, их права и обязанности
- Глава III. Духовенство
- Глава IV. О верховной власти в церкви
- Глава V. Епархии и епископы
- Глава VI. Общины, их права и обязанности
- Глава VII. Священнослужители, их права и обязанности
- Глава VIII. Настоятели общин, их права и обязанности
- Глава IX. О церковном суде
- Глава X. Об учительском служении церкви
- Глава XI. О богослужении
- Глава XII. Таинство крещения
- Глава XIII. Таинство миропомазания
- Глава XIV. Таинство евхаристии
- Глава XV. Таинство покаяния
- Глава XVI. Таинство елеосвящения
- Глава XVII. Таинство священства
- Глава XVIII. Таинство брака
- Исповедание веры апостольской православной церкви
- Устав для общин апостольской православной церкви
- Декрет собора апостольской православной церкви о литургической реформе
- Декрет собора апостольской православной церкви
- Апостольская Православная Церковь и другие православные Церкви
- Апостольская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь
- Апостольская Православная Церковь и инославные Церкви
- Апостольская Православная Церковь и нехристианские религии
- Положение о почитании святых в апостольской православной церкви
- Решение о прославлении в лике святых архиепископа ермогена (голубева), святителя и исповедника
- Положение о вхождении апостольской православной церкви в объединение православных общин апостольской традиции
- Положение о финансах апостольской православной церкви
- Положение об эмблеме апостольской православной церкви
- Положение о братствах и сестричествах в апостольской православной церкви
- Устав братства святой софии
- Основные положения Устава братства Святой Софии – Премудрости Божией
- Молитвенное правило для членов Братства имени Св. Божественной Софии
- Устав братства святого виталия
- 1. Общие положения
- 2. Структура Братства
- 3. Права и обязанности членов Братства, порядок вступления и исключения
- 4. Имущественные отношения
- Краткая история апостольской православной церкви
- Апостольское преемство в Апостольской Православной Церкви