logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, св. апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.

Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион, образованнейший человек своего времени.

С Х в. строятся величественные храмы. С ХI в. на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 г. преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

В ХII веке, в период феодальной раздробленности Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобице князей. И татаро-монгольское нашествие — это величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских князей. Св. Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал князя Димитрия Донского. Он, как позднее и св. Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал Московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранения государственного единства. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей.

Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавры. Эта обитель и ее святой игумен Иов (Железо) многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 г.). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским патриархом. Восточные патриархи признали за русским патриархом пятое по чести место.

ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Гермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 гг.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону — личности очень яркой, выдающемуся церковному реформатору. Некоторая часть священнослужителей и мирян не поняла и не приняла богослужебных реформ Патриарха Никона и отказалась подчиниться церковной власти. Так возник старообрядческий раскол.

Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода. Синод оставался высшим церковным органом Русской Церкви в течение почти двухсот лет.

В Синодальный период своей истории (1721-1917 гг). Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские богословы и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.

ХIХ век дал и великие образцы русской святости: преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).

Святитель Московский Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11.11.17 года говориться: “Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!”

Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь уже априори была идеологическим противником, так как она и после октябрьского переворота, будучи институциональной частью царской России, решительно защищала старый строй. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов и монахинь, а также мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи церковных ценностей для оказания помощи голодающему населению из-за неурожая 1921 года, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу Второй Мировой войны церковная структура по всей стране была почти уничтожена. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Некоторым епископам удалось выжить в глуши или под видом священников. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений только несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие пропали без вести, или в катакомбах, тысячи священников сменили профессию.

Большевики не оставляли усилий, чтобы заполучить верного союзника из числа представителей высшей церковной иерархии. И вот, наконец, такой нашелся. Занявший должность заместителя Патриаршего Местоблюстителя митроп. Сергий (Страгородский), получив титул патриарха Российской Православной Церкви, в 1927 г., издал Декларацию, в которой продекларировал капитуляцию перед сталинским режимом. Так возник сергианский раскол. Путем полной изоляции законных полномочных носителей церковной власти и пресечения всякой возможности собрать свободный Церковный Собор, богоборцами была сымитирована видимость “законности” действий митроп. Сергия. С момента издания Декларации он стал пользоваться широкой поддержкой сталинского правительства, а на не поддержавших его обрушились жесточайшие за всю историю Церкви гонения. Христиан, не поддержавших Декларацию, тут же обвинили в “нелояльности” к советской власти, то есть в контрреволюции и иных заговорах против существующего режима.

Однако предательство не спасало возглавляемую митроп. Сергием церковь. Большевики не оставляли места в созидаемом ими обществе даже для него и его окружения. Репрессии вскоре обрушились и на них. Перед войной были закрыты практически все православные храмы и на свободе, кроме самого митроп. Сергия, оставалось всего три епископа из его окружения. Однако тяжести военного времени и попытки склонения союзников к открытию второго фронта вынудили Иосифа Сталина принять решение о предоставлении “широких возможностей” для недобитых своих верных прислужников.

В 1943 г. по воле этого тирана в спешном порядке были образованы так называемые “Русская православная церковь” и “Грузинская православная церковь.” Митроп. Сергия тут же сделали патриархом, даже особо не заботясь о придании вида каноничности этому избранию. Это и было образованием возглавления и административного аппарата находящейся в расколе с подлинной Православной Церковью организации, по сей день именуемой “Московской патриархией” (МП). С помощью советского идеологического аппарата ей был придан в глазах народа вид “законной” Православной Русской Церкви, несмотря на то, что епископы и священники этой церкви, вопреки Апостольским правилам, назначались и утверждались коммунистической партией.

Октябрьская трагедия 1917 г. стимулировала проявление самых крайних националистических тенденций. Так, в Украине сразу же подняло голову движение “самостийничества” — за образование самостоятельного украинского гос-ва. Будучи движением национально-политическим, оно прикладывало все силы для привлечения на свою сторону авторитета Церкви. Но, поскольку Российская Православная Церковь однозначно стояла за единство православных славянских народов, возник социальный заказ на образование сугубо Украинской автокефальной (самостоятельной) церкви. Под давлением украинских националистических сил Архиерейский Собор на Украине принял решение об образовании автономной Украинской Православной Церкви под окормлением Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Тихон своим Указом даровал Украинской Православной Церкви автономию. Однако этого показалось недостаточным для самых крайних сторонников самостоятельной Украинской церкви, требовавших полной автокефалии, и они организовали свой собор.

Не сумев привлечь на свою сторону ни одного епископа, раскольники решились на откровенно антиканоническое действие — самостоятельно, без участия архиереев, “рукоположили” во “епископа” своего лидера — священника Василия Липковского и положили таким образом начало движению, обычно именуемому “липковщиной.” Это в корне противоречит православию, поскольку никакое собрание не может заменить Христа и посланной Им в мир апостольской благодати, передаваемой только от епископа епископу в таинстве архиерейской хиротонии. Но это, естественно, никак не помогло ни украинскому гос-ву, ни украинской церкви.

Сегодня в Русской Православной Церкви 128 епархий (для сравнения — в 1989 году было 67), более 19000 приходов (в 1988 году — 6893), около 480 монастырей (в 1980 — 18). Приведенные цифры наглядно свидетельствуют о всестороннем возрождении церковной жизни, происходящем под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Пастырское служение осуществляют более 150 архиереев, 17500 священников, 2300 диаконов.

Сетью учебных православных заведений руководит Учебный комитет. В настоящее время действуют 5 духовных академий (в 1991-2), 26 духовных семинарий (в 1988-3), 29 духовных училищ, которых до 90-х годов не было совсем. Открыты 2 Православных университета и Богословский институт, 1 женское духовное училище, 28 иконописных школ. Общее количество учащихся духовных школ, включая заочный сектор, — около 6000 человек. Образованы учебные заведения, призванные распространять религиозное образование среди мирян. Координирует эту важную работу Отдел по религиозному образованию и катехизации.

Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, православные курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенно формой катехизации.