logo
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Англикане.

Это исповедание представляет собой смесь католичества, лютеранства и кальвинизма и исповедует сочетание догмата о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По внешним признакам: культу и организационным принципам англиканство ближе к католичеству, чем другие протестантские церкви.

В Англии еще за несколько веков до реформации образовалась оппозиция церковному деспотизму Рима. Оппозиция зрела на почве национальной, экономической и религиозной. Англичане возмущались постоянным вмешательством римского епископа во внутреннюю жизнь страны, чрезмерными притязаниями светского и политического характера, большими доходами Рима от Англии, распущенностью духовенства и пр.

Поводом к разрыву с Римом в 1533 для английского короля Генриха VIII послужил отказ папы дать ему церковный развод с Екатериной Арагонской. Первоначально церковных реформ не произошло, но Генрих провозгласил себя главою церкви, закрыл много монастырей, отменил “десятины” в пользу Рима. В дальнейшем под влиянием протестантов, наводнивших Англию, король поручил пересмотреть все учение церкви, наследованное от Рима. В 1536 от лица парламента вышли “Десять членов вероучения,” утверждавших принятые новшества.

При Эдуарде VI, в 1551, эти пункты подверглись пересмотру, и были изданы 42 члена англиканского вероисповедания. Был также издан “Малый катехизис,” в котором многие обряды, в частности, освящение воды, употребление колоколов — названы суевериями и отменены. Возникшее направление оказалось смесью католичества с протестантством. Этими реформами было положено основание Англиканской епископальной церкви.

Верующие начали борьбу религиозных партий, и в 1559 королева Елизавета I издала новое исповедание из 39 членов, обязательное для духовенства и мирян. В этих “основах” есть догматы, согласные с Православием: о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божьем и др., отрицание чистилища, индульгенций и главенства папы. Богослужения совершаются на родном языке. Но унаследовано заблуждение латинства относительно исхождения Св. Духа и от Сына. От лютеранства позаимствованы: заблуждение об оправдании одной верой, непризнание Вселенских Соборов, непочитание икон и св. мощей. В англиканском исповедании подчеркивается церковное главенство короля. 25-й член этого вероучения не признает таинствами покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение и священство. Православная Церковь не может с этим согласиться, и нет надежды к изменению позиций Англиканской церкви, так как она находится в зависимости от парламента, имеющего членами масонов, людей иудейской веры и атеистов. Английский парламент в вопросах вероучения имеет решающее слово. Король — глава английской церкви — присягает на коронации: “Объявляю и искренне клянусь перед Богом в том, что верю, что в таинстве причащения не происходит пресуществление хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа до и после освящения Св. Даров, кем бы оно ни совершалось. И я верю, что призывание и поклонение Приснодеве Марии и святым, а также жертвенное значение Литургии противно протестантскому вероучению.” В 1927 и 1928 гг. парламент дважды отверг одобренную собранием духовенства и палатой лордов новую богословскую книгу, так как там было внесено в чин Литургии призывание Св. Духа, а также сохранение Св. Даров для причащения больных.

Англиканства придерживается группа церквей, допускающих взаимное причащение членов и находящихся в слабом организационном единстве с Кентерберийской епархией (еп. Кентерберийский — примас Англиканской церкви). В состав англиканского содружества входят 25 автономных церквей и 6 церковных организаций, среди них: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь Шотландии, Протестантская епископальная церковь в США, а также ряд церквей в Индии, Пакистане, ЮАР, Канаде, Австралии и в других странах, входивших в прошлом в состав Британской империи. Высшие иерархи этих, в сущности, независимых церквей встречаются периодически на Ламбетских конференциях. Церковь Англии является одной из двух гос-венных церквей Великобритании (другая — пресвитерианская Церковь Шотландии). Главой Церкви Англии выступает монарх, ныне — королева Елизавета II. Архиепископы Кентерберийский (первый лорд королевства) и Йоркский (кроме этих двух, в верхнюю палату лордов парламента страны входят еще 24 епископа), а также епископы назначаются монархом по рекомендации правительственной комиссии. Церкви принадлежат крупные землевладения, недвижимое имущество и капитал, которым распоряжается соответствующая правительственная комиссия.

Англиканство в области догматики и обрядности разделяется на два течения — “высокой” церкви (тяготеющей к католицизму) и “низкой” (протестантской), объединяемых компромиссным вариантом — “широкой” церковью. Эта особенность дает широкую возможность англиканцам вступать в экуменические контакты.

В последние годы в Англиканской церкви под влиянием современных движений “феминисток” и “сексуальных меньшинств” введены новшества: женское священство и однополые браки. Число приверженцев Англиканской церкви — ок. 68 млн. (1985).

Англо католицизм — течение в англиканстве (в пределах т.н. “высокой” церкви), возникшее в 30-40-х гг. XIX в. среди оксфордских богословов, настаивавших на католическом характере англиканства. В результате деятельности Оксфордского движения традиции “высокой” церкви сформировались в достаточно четко выраженное течение в англиканстве. В настоящее время англокатолики имеют свои печатные органы, созывают съезды и т.д. Приверженцы англо католицизма активно способствуют сближению англикан с католиками. Число приверженцев англо католицизма — ок. 2 млн.

Епископальная церковь в США — англиканская церковь в США появившаяся там в 1607 и ставшая самостоятельной в 1789. Строится на основе выборности и признания активной роли мирян в церковных делах. В теологии сильны модернистские и либеральные тенденции. В нач. XX в. активизируется течение “социальный евангелизм,” получает распространение христианский социализм. Высшим органом церковной власти является Генеральная конвенция, заседающая раз в 3 года под руководством председательствующего епископа. По социальному устройству Епископальная церковь в США характеризуется преобладанием интеллигенции. Общая численность составляет 3,5 млн. человек (1994).