logo
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Другие церкви Протестантско-реформатовского направления.

Пресвитериане. В Шотландии кальвинизм (пресвитерианство) признан парламентом гос-венным исповеданием (1592). Пресвитериане под именем “пуритан” потребовали от английского короля упрощения богослужебных обрядов и устранения символики, а именно, изображения креста, осенения себя крестным знамением и т.д. Основой устройства у пресвитериан является церковная община с пресвитером во главе, избираемым общиной. Сан епископа упразднен. Богослужения сводятся к выслушиванию молитв, сочиненных пресвитером, к проповеди и пению псалмов. Причащаются, сидя за длинным столом; браки благословляются на дому; молитвы над умершими прочитываются на дому. Икон нет. Литургия отменена, Символ веры — тоже, молитва “Отче наш” — не обязательна. Кроме Церкви Шотландии, существуют пресвитерианская церковь Англии, пресвитерианская церковь в Ирландии, пресвитерианская церковь в США, объединенная пресвитерианская церковь Северной Америки.

Гугеноты — последователи кальвинизма, добившиеся осуществления во Франции в XVI—XVIII вв. принципов Реформации. В результате их борьбы в 1787 Людовиком XVI были официально признаны гражданские и религиозные права протестантов.

Конгрегационалисты — (в пер. с латинского — соединение, связь) — последователи возникших на позднем этапе английской Реформации (в кон. XVI в). радикальных общин (конгрегаций) и церквей, наиболее активно боровшихся за “очищение” (“пурификацию” — отсюда “пуританизм”) английской церкви от епископата и всех элементов католической доктрины и обрядности. Основополагающий принцип — полная вероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Община сама решала вопросы назначения и увольнения клириков, приема новых членов, практиковала публичные дискуссии. В политике конгрегационалисты были последовательными противниками королевско-феодального режима и составили костяк республиканской армии О. Кромвеля. После 1660 многие конгрегационалисты переселились в США, где сыграли заметную роль в социально-экономическом развитии этого региона. Исторически конгрегационалисты придерживались кальвинистского понимания испорченности человеческой природы, благодати, предызбрания ко спасению и т.д. и придавали большое значение Писанию, личной вере и деловому успеху как симптому богоизбранности. Однако с самого начала наметились отклонения от кальвинизма. Так, исходя из священства всех верующих, конгрегационалисты привлекают к проведению служб и проповедничеству всех мирян; они высоко ставят принцип мирского и религиозного коллективизма, считая, что получателем благодати является община. Заметны тенденции к отказу от учения о жестком предопределении судьбы человека и идеи непогрешимости Библии. Конгрегационалисты были восприимчивы к науке и образованию, сыграв решающую роль в основании Гарвардского, Йельского и др. колледжей (впоследствии — университетов). Конгрегационалистские церкви существуют в Великобритании, бывших английских колониях, Голландии, Швеции и других странах. В 1957 значительная часть американских когрегационалистов вместе с евангелическо-реформатской церковью создали Объединенную церковь Христа (свыше 2 млн. членов).

Реформатская христианская церковь в Словакии — кальвинистская церковь, образованная в 1918, насчитывает ок. 120 тыс. верующих (1994), большинство которых — словацкие граждане венгерской и немецкой национальности. Действует только в Словакии, делится на 7 духовных округов — сеньоратов. Возглавляется епископом, управление — пресвитерианско-синодальное. высшие церковные органы — синод и синодальный президиум. Издается ежемесячный журнал “Калвинске гласы” общим тиражом 9 тыс. экз.

Церковь Шотландии — национальная церковь Шотландии, принявшая пресвитерианскую веру в период Реформации XVI в. Более ранние лютеранские течения Реформации в Шотландии сменились кальвинистскими, пришедшими из Швейцарии. Актом парламента 1560 было объявлено о ликвидации верховной власти папы римского над Шотландской церковью и запрещении отправления римско-католической мессы. С этого времени можно говорить об установлении шотландской церкви на кальвинистской основе с ее пресвитерианским устройством в противоположность епископальной Церкви Англии. Но еще более столетия продолжалась борьба между сторонниками епископального и пресвитерианского устройства Церкви Шотландии. Только в конце XVII в. победа окончательно утвердилась в пользу пресвитерианства. Главой Церкви Шотландии является английская королева. Ежегодно проводятся генеральные ассамблеи, на которых обсуждаются как церковные, так и политические проблемы ввиду отсутствия шотландского парламента. Ассамблея избирает на один год модератора — высшего сановника. Церковь Шотландии насчитывает 1,3 млн. верующих из 3,6 млн. взрослых шотландцев (1994).

Датская народная церковь. Евангелическо-лютеранская церковь — ведущая и наиболее влиятельная религиозная организация Дании, имеющая статус гос-венной. Христианство, проникшее в Данию в нач. IX в. было объявлено официальной религией в 960. Реформация в Дании связана с именем короля Кристина III, который сделал лютеранство официальным вероисповеданием страны. Большое влияние на протестантизм в Дании оказали Й. П. Мюнстер, С. Кьеркегор и особенно Н. Ф. Грундтвиг. Положение и основы деятельности Датской народной церкви определяются конституцией. Формальный глава Датской народной церкви — королева (король), высший законодательный орган церкви — фолькетинг, административно Датская народная церковь управляется министерством по делам церкви. Последователями Датской народной церкви является ок. 95% населения страны. Дания разделена на 10 епархий, 97 церковных округов и 2030 приходов. В стране действует 2336 церквей и свыше 1800 священнослужителей, объединенных в Союз священников (1994). Подготовка духовных кадров ведется на теологических факультетах Копенгагенского и Орхусского университетов. Священник является гос-венным служащим и назначается на пост правительством по рекомендации приходского совета. В Дании нет архиепископа, но епископ епархии Копенгагена считается “первым среди равных.” В 1947 женщинам предоставлено право быть священниками. В 50-е гг. была введена служба капелланов в вооруженных силах страны. Регулярно посещают богослужения только ок. 3% населения, однако 70-90% граждан совершают такие религиозные обряды, как крещение, конфирмация, венчание и погребение. Член Датской народной церкви обязан платить специальный церковный налог. Датская народная церковь отличается церковно-религиозным плюрализмом. Евангелическо-лютеранское учение толкуется Датской народной церковью весьма широко и свободно и включает разнообразные и даже противоречивые представления. Среди различных модификаций протестантизма основными являются грундтвигианство и движение внутренней миссии. Датская народная церковь — член Всемирного совета церквей.

Евангелическая церковь Германии (ЕЦГ) — конфедерация лютеранских и евангелическо-лютеранских церквей. Образована в 1948. Руководящие органы ЕЦГ — синодальный совет и церковная конференция. Синод намечает основные направления деятельности совета и выступает с обращениями ко всем членам ЕЦГ. Срок полномочий синода — 6 лет. Возглавляет его президиум. Церковная конференция руководит земельными церквами, имеющими в ней каждая по одному голосу, участвует в выборах совета и в изданиях различных церковных актов. Совет, в состав которого входят миряне и епископы, избирается совместно церковной конференцией и синодом на 6 лет. Главная его функция — сотрудничество церковных союзов. Текущие дела совета, церковной конференции и синода ведет церковная канцелярия. В ЕЦГ существуют евангелические ордена, различные братства и общества: орден Иоанна, евангелическое братство Михаэля, братство Христа, братство Иисуса и др. ЕЦГ является крупным землевладельцем. Активно участвует в политической жизни. Самая крупная благотворительная организация ЕЦГ — “Свободная помощь” (ее обслуживают ок. 150 тыс. сотрудников).

Евангелическая церковь чешских братьев — возникла в сер. XV в. После поражения гуситского движения общины чешских братьев объединились в церковную организацию, независимую от Рима. На территории современных Чехии и Словакии Евангельская церковь чешских братьев организационно сформировалась в 1918 в результате союза реформатских и лютеранских церквей Чехии и Моравии. Во главе церкви стоят синодальный сеньор и куратор (мирянин). В синодальный совет входят 6 человек — 3 священника и 3 мирянина. Организационно церковь состоит из 13 сеньоратов и 271 общества. Церковь готовит свои кадры в Праге на факультете евангелической теологии. Издает журнал “Чески брат” (тираж 5,7 тыс. экз.). Церковь входит во Всемирный совет церквей. Насчитывает ок. 220 тыс. членов (1994).

Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России. В ходе Северной войны Россия отвоевала у Швеции Ингерманландию, или Ингрию. В 1703 Петр I заложил здесь новую столицу — Санкт-Петербург. Ингрию населяли финно-язычные племена, исповедовавшие лютеранство. С 1641 Ингерманландскую церковь возглавлял епископ. В годы советской власти лютеранская церковь Ингрии была уничтожена. Лишь в 70-е гг. началось возрождение ее приходов. Их работе помогали эстонские пасторы. В 1990 Эстонское церковное собрание создало Ингерманландское пробство, оно насчитывает 16 приходов (11 в Ингрии и 5 в Карелии), объединяющих ок. 9 тыс. верующих с 5 пасторами и 10 дьяконами. В 1992 Ингерманландское пробство стало самостоятельным. На 1 января 1993 в России было зарегистрировано 20 общин приверженцев лютеранской церкви Ингрии. Канцелярия церкви находится в Санкт-Петербурге.

Евангелическо-лютеранская церковь Латвии (ЕЛЦЛ). В ее составе 203 общины (прихода). По количеству верующих ЕЛЦЛ — наиболее многочисленная религиозная организация Латвии; на ее долю приходится 70% протестантских приходов и ок. 80% верующих. Во главе церкви — архиепископ. Высший орган — синод, созывающийся по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. В собраниях синода принимают участие представители 12 районных организаций. Исполнительный орган синода — консистория, избираемая синодом в составе 8 человек.

Евангелическо-лютеранская церковь Эстонии (ЕЛЦЭ). Имеет в составе 156 общин. Возглавляется архиепископом. Высший орган — конференция, созываемая по мере необходимости.

Евангелическо-реформатская церковь Венгрии (ЕРЦ) — одно из крупнейших протестантских объединений страны (ок. 2 млн. последователей). Состоит из 1250 общин, объединенных в 5 епархий. Действуют ок. 1200 пасторов и 250 дьяконов. Верховный орган — синод, возглавляемый духовным и светским председателем. Исполнительная власть в руках консистории, в состав которой входят как духовные лица, так и миряне. Подготовка кадров осуществляется в двух теологических академиях (в Будапеште и Дебрецене).

Единая евангелическо-лютеранская церковь России. Организационно была оформлена в 1711. В 20-е гг. XX в. была разгромлена. Возрождение произошло в 1991, когда в Санкт-Петербургском соборе св. Екатерины церковь получила своего главу — суперинтенданта. На 1 янв. 1993 в России зарегистрировано 28 общин приверженцев этой церкви.

Исландская народная церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Исландии, имеющая статус гос-венной церкви. К Исландской народной церкви принадлежит 93% населения. Формальный глава церкви — президент страны, законодательную власть в отношении церкви осуществляет альтинг, административно Исландская народная церковь управляется министерством по делам юстиции и церкви. Согласно конституции гос-во не только поддерживает Исландскую народную церковь, но и отвечает за ее экономическое состояние (зарплата священников, проведение религиозных мероприятий, поддержание и строительство церковных зданий и т.п.). Каждый член Исландской народной церкви старше 16 лет платит приходской налог. Исландия представляет собой одну епархию во главе с епископом, который избирается священниками, но назначается правительством. Епархия разделена на 15 церковных округов и 295 приходов. В Исландской народной церкви 112 священников (1989). С 1974 в сан священника посвящаются женщины. Подготовка кадров духовенства ведется на теологическом факультете Рейкьявикского университета. Формально правомочными церковными инстанциями являются: церковный совет, церковное совещание и уездное собрание. Ежегодно ок. 25% населения участвует в разного рода богослужениях. 90-95% граждан совершают такие религиозные обряды, как крещение, конфирмация, венчание, погребение. Исландская народная церковь — член Всемирного совета церквей.

Норвежская церковь. Наиболее влиятельная религиозная организация Норвегии имеющая статус гос-венной. Норвегия приняла христианство в нач. XI в. Евангелическо-лютерансткая церковь была введена в 1537 королем Кристином III. Существенное влияние на Норвежскую церковь оказал Х. Хауге, а также национальные традиции и обычаи. Формальный глава Норвежской церкви — король, высший законодательный орган для Норвежской церкви — стортинг, административно Норвежская церковь управляется министерством по делам просвещения и церкви. К Норвежской церкви принадлежит ок. 93% населения страны. Страна разделена на 11 епархий, 91 церковный округ и 534 прихода. В Норвегии нет архиепископа, но епископ епархии Осло считается “первым среди равных.” В стране имеются около 1500 священнослужителей, находящихся на службе у гос-ва и получающих от него соответствующее жалование. В связи с этим для населения различные культовые обряды бесплатны. Подготовкой духовных кадров занимаются теологический факультет университета в Осло и независимый теологический факультет приходских общин. В 1938 был принят закон о праве женщин быть священниками, но первая женщина-священник появилась в 1961. В норвежской церкви гомосексуализм и лесбиянство не считаются грехом и представителей этих “сексуальных меньшинств” венчают. В стране свыше 2800 церковных зданий. Каждый член Норвежской церкви платит церковный налог. Ежегодно богослужения посещает ок. 3,5% населения, однако 90—97% граждан совершают такие религиозные обряды как крещение, конфирмация, венчание и погребение. С 1984 в Норвегии стал действовать высший орган Норвежской церкви — церковное собрание с решающими правами в области церковно-религиозной жизни. Норвежская церковь — член Всемирного совета церквей.

Объединенная евангелическо-лютеранская церковь Германии (ОЕЛЦГ) — имеет в своем составе евангелическо-лютеранские церкви различных земель Германии. Во главе объединения — президент, епископ. ОЕЛЦГ входит в состав евангелической церкви Германии (ЕЦГ), имеет свою административную структуру, близкую структуре ЕЦГ: синод, совет, церковную конференцию и т.д. Обладает большим числом мест в синоде ЕЦГ, тем не менее выполнение решений последнего для него необязательно (несмотря на продолжающиеся попытки руководства ЕЦГ преодолеть разобщенность). Немецкая евангелическая лютеранская церковь — наиболее крупная лютеранская церковь в России, объединяет 346 приходов. Во главе стоит епископ.

Силезская евангелическая церковь аугсбургского исповедания — самостоятельность получила в 1950. Действует на территории Чехии в районах Остравы и Чески-Тешины. Объединяет в основном верующих поляков. Численность ок. 35 тыс. человек. В ее состав входят две епархии (в Остраве и в Чески-Тешине), возглавляемые сеньорами. Церковью руководит синод, церковный совет и епископ. Церковный совет находится в Чески-Тешине. Кадры священников готовятся на факультете евангелической теологии в Братиславе. Член Всемирного совета церквей.

Словацкая евангелическая церковь аугсбургского исповедания — самая крупная протестантская церковь в Словакии. Организационно сложилась после создания Чехословакии в 1919—1922 гг. Объединяет ок. 400 тыс. верующих Чехии и Словакии и состоит из двух епархий (дистриктов), в которых объединены 14 сеньоратов и общин, имеющих 327 храмов. В церкви ок. 300 духовных служителей. Во главе стоит генеральный епископ. Подготовка кадров духовенства ведется в Братиславе на факультете евангелической теологии. Церковь издает три журнала общим тиражом 25 тыс. экз. Члне Всемирного совета церквей (1994).

Финская евангелическо-лютеранская церковь — гос-венная церковь, объединявшая в нач. 80-х гг. XX в. в 593 приходах свыше 4 млн. членов, что составляло 90,6% всего населения. Воскресные богослужения посещают 2,5% всех членов. Имеет 8 епархий, резиденция архиепископа в г. Або. Епископы назначаются президентом. Церковный собор состоит из 108 членов, две трети которых — миряне. Члены церковного собора избираются по епархиям на 4 года и заседают 2 раза в год. Церковный собор принимает решения по вопросам, которые были поручены ему правительством или касаются внутрицерковных проблем. Церковному собору подчинены собрания епископов, имеющие характер совещательного и координационного органа, и Центральное церковное управление, состоящее из 15 членов и собирающееся раз в месяц под председательством архиепископа. Расходы церкви покрываются за счет гос-венного бюджета и церковного налога, который взимается только с членов церкви. В 1988 женщины получили право быть посвященными в сан священника. Член Всемирного совета церквей.

Шведская церковь — гос-венная церковь, ее высший административный орган — правительство. Членами Шведской церкви становятся автоматически, если хотя бы один из родителей состоит в ней. Крещение не обязательное условие членства. Иммигранты лютеранского вероисповедания автоматически причисляются к Шведской церкви. Таким образом, в настоящее время 92% всего населения Швеции — члены Шведской церкви. Церковь имеет 2565 приходов (1994). Страна разделена на 13 епархий во главе с епископом и соборным капитулом. Епископа назначает правительство из трех кандидатур, получивших наибольшее число голосов на выборах. Епископ Упсальской епархии является “первым среди равных” и имеет титул архиепископа. Церковный собор, 251 депутат которого избирается раз в три года из духовенства и мирян, собирается ежегодно. Шведская церковь является крупным земле- и лесовладельцем. Основной доход Шведская церковь имеет от церковного налога, которым облагаются все граждане (не члены церкви платят 30% от суммы налога). С 1958 женщины могут быть священниками: ок. четверти всех священников этой церкви — женщины. Член Всемирного совета церквей. Лестадианство — течение внутри шведской церкви, получившее название по имени Л. Лестадиуса, который с 1826 проповедовал среди лапландского населения на севере Швеции. Как самостоятельное течение распространилось с сер. 40-х гг. XIX в. Имеет аскетический характер с чертами экстатизма. Лестадиане выступают против современной техники, кино, театра, телевидения, ограничения рождаемости, считают грехом членство в профсоюзах и партиях, а также любое выступление против властей. Лестадиане не имеют общего руководства. Местные группы от 20 до 60 человек с проповедниками мирянами собираются на молитвы в чьем-либо доме или в специальных молельных домах. Летом происходят съезды лестадиан с богослужениями, на которых собирается до 6 тыс. человек. Лестадиане имеют 2 газеты на шведском языке, 3 — на финском общим тиражом 20 тыс. экземпляров. Деятельность их финансируется за счет добровольных пожертвований. Общее количество лестадиан в Швеции ок. 20 тыс. Из Швеции лестадианство распространилось в Финляндию (ок. 100 тыс.), в США (ок. 40 тыс.), Норвегию (ок. 15 тыс.).

Марониты — представители особой ветви католической церкви в Сирии и Ливане, которые некогда были монофелитами, но в XVI в. признали верховенство Ватикана. Свое название марониты получили по имени религиозного деятеля VII в. Марона. Марониты до сих пор сохраняют свою организационную и культово-догматическую самобытность (богослужение проводят на сирийском языке, отвергают целибат). Главой маронитов (после папы) является “патриарх Антиохии и всего Востока,” резиденция которого находится ок. г. Бейрут. Помимо Ливана и Сирии, марониты распространены в Египте, Израиле, Иордании, Южной Европе, Северной и Южной Америке, где, сохраняя собственную литургию и духовенство, они подчиняются местным католическим епископам.

Орден Оранжистов — североирландская религиозная протестантская организация. Официальное название — Ирландский Верноподданный Оранжистский Институт. Названа по имени английского короля Вильгельма III Оранского. Орден основан в 1795. Деятельность ордена оранжистов была направлена против ирландского национально-освободительного движения. После раздела Ирландии в 1921 влияние ордена, выступающего за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства, усилилось. Он играет существенную роль в политической жизни. Членов ордена, разнородного по социальному составу, в котором ок. 100 тыс. человек, характеризует ненависть к католикам.

Североирландская Протестантская Церковь — господствующая церковь в Северной Ирландии. К ней принадлежит две трети населения. Она распадается на две церкви: так называемую Ирландскую церковь, представляющую евангелический вариант англиканства, ее приверженцы — потомки английских переселенцев XVII в., и церковь пресвитериан, к которой принадлежат потомки шотландских переселенцев, поддерживающие тесные связи с Церковью Шотландии.