logo search
Документы АПЦ

Глава II. Верные члены церкви, их права и обязанности

Канон 11. Верные члены Церкви — это все те, кто, сочетавшись Христу через веру и крещение, составляют Народ Божий, благодаря чему и становятся участниками священнического, пророческого и царского служения Христа и призываются — согласно положению каждого из них — к осуществлению той миссии, которую Бог доверил Церкви исполнять в мире.

Канон 12. Членами Апостольской Православной Церкви являются те крещёные христиане, которые разделяют ее исповедание веры и принимают участие в ее литургической жизни и церковном управлении.

Канон 13. Верные члены Церкви по своим служениям разделяются на мирян (в том числе, монашествующих), церковнослужителей и священнослужителей (епископов, священников, диаконов). Особенности служений делают их разными, но равночестными членами Тела Христова.

Канон 14. Особым образом с Церковью связаны оглашаемые, то есть те, кто, будучи движимы Святым Духом, открыто заявляют о своём желании войти в её состав. Об оглашаемых Церковь проявляет особое попечение: призывая их вести евангельскую жизнь, она приобщает их к участию в Божественной Литургии, в священных обрядах и в церковном строе, прощает грехи против веры, совершённые до оглашения, и постепенно наделяет их различными прерогативами, принадлежащими собственно христианам.

Канон 15. Верные члены Церкви должны, основываясь на слове Божием и в единении с живым учением Церкви, неуклонно оберегать и открыто исповедовать веру, которую их предшественники берегли и передавали будущим поколениям как величайшую драгоценность, а также возрастать в её понимании и воплощать ее в делах любви.

Канон 16. Священнослужители как верные члены Церкви не могут иметь каких-либо преимуществ, уменьшающих их ответственность в прохождении достойной христианской жизни, но имеют обязанность быть образцом для всех в полном и строгом соблюдении божественных заповедей.

Канон 17. Верные члены Церкви обязаны всегда сохранять общение с Церковью, действуя в соответствии со своим положением и возможностями. Пусть они с великим тщанием исполняют свои обязанности по отношению к Апостольской Православной Церкви (и следовательно – к Церкви Вселенской), через общину и епархию, к которым они принадлежат.

Канон 18. Все верные члены Церкви, соответственно своему положению и возможностям, должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать непрестанному возрастанию и освящению Церкви, стремиться к святости жизни, при этом не впадая в гордыню самодовольства и всегда памятуя о том, что это возможно лишь при содействии благодати Божией. Они должны с особою тщательностью избегать всего, что считается постыдным и скверным там, где они пребывают, если только такое усердие не приходит в противоречие с проповедью и делами спасения, очищения и возрастания в благодати Божией.

Канон 19. Все верные члены Церкви не только имеют право, но обязаны содействовать тому, чтобы Божественная весть спасения и духовного роста всё более и более доходила до всех людей всего мира.

Канон 20. Верные члены Церкви должны следить за тем, чтобы участием в нехристианских обычаях не погрешать против Евангелия Христа, например, не обращаться к тем, кто в молитвах, хотя бы и при лечении, обращается к ложным божествам или не существующим духовным силам.

Канон 21. Те из верных членов Церкви, которые не рукоположены для особых церковных служений (миряне), призываются к послушанию пастырям Церкви в том, что касается веры, христианской нравственности и дел церковного управления.

Канон 22. Миряне призываются свободно открывать пастырям Церкви свои нужды, особенно духовные, а также выражать перед ними свои пожелания. В меру своих познаний, компетентности и авторитета они имеют право, а иногда и прямую обязанность, высказывать пастырям Церкви своё мнение о том, что относится ко благу Церкви, и, храня неповреждённость веры и нравов и уважение к пастырям, а также принимая во внимание общую пользу, извещать об этом прочих верных членов Церкви.

Канон 23. Все верные члены Церкви имеют право получать от своих пастырей духовные блага Церкви, особенно дары слова Божия и церковных таинств.

Канон 24. Верные члены Церкви вправе поклоняться Богу по предписаниям обычаев и норм своей общины и следовать своему личному образу духовной жизни, согласуя его с общим вероучением Церкви.

Канон 25. Все верные члены Церкви призываются соблюдать посты в среду, пятницу и в посты перед праздниками, установленными Церковью и (или) принятыми в той или иной епархии и общине, а если они и не постятся, то не должны отрицать саму необходимость поста.

Канон 26. Верные члены Церкви имеют полное право основывать сообщества и руководить их деятельностью, направляя ее на цели любви или благочестия либо на содействие христианскому призванию в мире, а также организовывать собрания для лучшего достижения этих целей.

Канон 27. Все верные члены Церкви, как участники миссии Церкви, имеют право, в соответствии с возможностями и положением каждого из них, способствовать апостольской деятельности или поддерживать её своими начинаниями; однако ответственность за эти начинания не должна возлагаться на всю Церковь, если на то не будет одобрения и согласия соответствующей церковной власти.

Канон 28. Каждый верный член Церкви самостоятельно определяет свои политические убеждения и поведение, но призывается к тому, чтобы во всяком случае противопоставлять злу – добро, насилию и агрессии – миротворчество и самопожертвование.

Канон 29. Все верные члены Церкви имеют право и должны по возможности творить дела милосердия и благотворительности, стараясь утешать страждущих, кормить голодных, помогать заключённым и больным.

Канон 30. Монашествующими называются верные члены Церкви, которые после испытания (как правило, трёхлетнего) приносят обет послушания епископу или поставленному от епископа игумену, обет безбрачия и обет апостольской бедности.

Канон 31. Как правило, монашеские обеты являются вечными, но по просьбе постригаемого и с согласия местного епископа могут приноситься временные обеты сроком на один год, с возможностью последующего возобновления.

Канон 32. Монашествующие да будут в подчинении у епископа, да прилежат только посту и молитве, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, разве только когда в случае необходимости это будет позволено их епископом или игуменом.

Канон 33. Монашеские обеты могут приносить лишь люди, считающиеся совершеннолетними по законодательству своей страны. Обряд пострижения должен совершаться скромно, без пышности, как если бы постригающийся уже был монахом.

Канон 34. Не служат препятствием для принесения монашеских обетов никакие личные грехи, потому что монах посвящает себя именно покаянию в грехах.

Канон 35. Отшельники, приносящие монашеские обеты, но не живущие в монашеском общежитии, должны находиться в послушании у епископа или у того, кому это поручит епископ, избегая внешнего почёта и славы, а при проживании в населённых местах не выказывая в одежде и внешнем облике своего звания, оставляя его известным лишь своему духовному руководителю.

Канон 36. В исключительных случаях Священный Синод или Собор Апостольской Православной Церкви может дать верующему освобождение от монашеских обетов.