logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Нехристианские религии. Ислам.

Ислам (мусульманство, магометанство, агарянство) — основателем является Мухаммед, живший в первой пол. VII в. в Аравии. Главное в этой религии — вера в единого бога (Аллаха) и пророка Мухаммеда, основателя мусульманства. Для ислама важны также семь догматов: вера в единого бога — Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Кое-что мусульманством позаимствовано из Библии. Христа они почитают как одного из пророков, но ниже Мухаммеда. Поскольку по учению мусульман каждому человеку все предопределено уже при его рождении, — каждый может делать все, что он хочет: нет раскаяния за соделанные грехи, так как все заранее предопределено. Тот, кому на роду написано, попадет в рай. Убивать неверных (людей других религий) — похвально и награждается раем. Ислам опирается на пять “столпов веры”: исповедание веры — произнесение формулы “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Божий”; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамазан (ураза); обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). В мусульманстве также существует множество других нерушимых правил, касающихся одежды, воздержания от вина и других алкогольных напитков, свиного мяса. Основные праздники: курбан-байрам (во время которого приносится в жертву овца или баран), ураза-байрам (праздник по случаю окончания месячного поста — уразы), мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда). Месть в исламе одобряется и входит в традицию. Со временем ислам претерпевал и претерпевает развитие, что нашло отражение в Сунне — сборнике рассказов (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда.

Ислам расколот на два крупных течения: суннизм и шиизм. Наиболее крупное — суннизм возник во второй половине VII в. в Аравии, а в VIII—XII вв. в ходе религиозно-политической борьбы оформился как господствующее направление ислама. Сунниты наряду с Кораном признают святость Сунны, возвеличивающей помимо пророка Мухаммеда и халифа Али ряд халифов, отвергаемых шиитами. В суннизме существуют четыре различных школы или направления. С конца VIII — начала IX вв. в суннизме возникли мистические течения — суфизм и др., в XVIII—XIX вв. развились пуританские религиозно-политические направления (ваххабизм), а в XIX—XX вв. — реформаторско-модернистские течения. Суннизм на сегодняшний день не имеет единого центра.

Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В Сунне признают только те хадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое предание — ахбары, сборники которые вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, то есть, детям, внукам, правнукам и т.д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов шиизм в VII—IX вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зедитов, имамитов. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты верят, что таких наследников — имамов было одиннадцать, начиная с Али, а двенадцатый по имени Мухаммед аль-Махди в конце IX в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. “Скрытый имам” считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад (право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам) сохраняется за муджтахидами “скрытого имама.” Шиитский деятель, пользующийся популярностью как среди своих последователей, так и среди авторитетных религиозных деятелей, именуется аятоллой. Религиозные обряды шиитов мало отличаются от обрядов суннитов.

Всего в мире исповедуют ислам 1250 млн. человек. 70% мусульман проживает в Азии, 28% — в Африке, а остальные — в других регионах земли. Население мусульманских стран очень молодо: дети в возрасте до 15 лет составляют 40% всех жителей. В индустриальных странах этот показатель в два раза ниже (1997).

Исмаилиты — приверженцы шиитской секты, возникшей в сер. VIII в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), которого они, в отличие от других шиитов, считали законным седьмым имамом. Учение исмаилитов носило оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама. Исмаилиты имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Северном Афганистане, Восточной Африке, Сирии, а также в Таджикистане.