logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Кальвинизм.

Кальвин провел реформацию в Швейцарии, и его учение распространилось в юго-западной Германии и Голландии (реформаторство), во Франции (гугенотство), в Шотландии, Англии и Сев. Америке (пресвитерианство). Кальвинизм дополнил лютеранство учением о безусловном “предопределении.” Лютер все же сохранил основы христианства, а иудейство у него едва проскальзывает; у Кальвина же элементы иудейства и язычества настолько явственны, что кальвинизм только с большой натяжкой можно считать “христианским” исповеданием. “Безусловное предопределение,” по Кальвину, говорит, что Бог предвечно избрал одних людей к спасению, а других — к гибели, независимо от их воли. Предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу Богом избранных людей в силу Его непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто предопределен к вечной гибели. При этом как добрые, так и злые дела служат для выполнения Божьих предназначений. Однако, Св. Писание свидетельствует: “Бог не искушается злом и Сам не искушает никого” (Иак 1:13); “Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы” (1Ин 1:5), то есть, зла, и, в силу этого, невозможно совместить Бога и зло.

Для чего же Иисус Христос так обстоятельно учил нас, как надо жить, нести подвиг, идти узким путем? В чем же смысл молитв, раскаяния, исправления жизни?

В подтверждение учения о предопределении кальвинисты ссылаются на отдельные изречения 9-й главы Послания к римлянам ап. Павла, взятые отрывочно. Правильно же понятыми эти места могут быть только в связи со всем содержанием этой главы, в которой апостол говорит, что оправдание не является уделом только еврейского народа: “Не все израильтяне, которые от Израиля, и не все те дети Авраама, которые от семени его” (Рим 9.6-7). Здесь апостол выступает против иудеев, которые считали язычников отверженными Богом, а исключительно себя — сынами Царствия Божьего (по происхождению и исполнению закона Моисеева). Апостол доказывает, что спасающая благодать Божья простирается на всех людей, и Бог призывает к спасению не только иудеев, но и язычников. Учение Кальвина находится под влиянием иудейства, когда учит, что только избранные люди предназначены к спасению, а остальные обречены на погибель. Слово Божье же учит, что “Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим 2.4). “Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию” (2Пет 3.9).

Учение Кальвина противоречит понятию о святости Божьей. Несовместимо с этими понятием учение о том, что Сам Бог является виновником и причиной зла, от вечности избрав одних к спасению, а других к гибели. В этом сказалось влияние язычества, признававшего существование фатальной силы, именуемой роком (судьбой). Учение Кальвина приводит к нравственной незаинтересованности и безразличию к добрым и дурным поступкам.

Итак, кальвинизм отрицает в человеке свободу воли; признает грех явлением естественным и неизбежным, с которым нельзя бороться, потому что даже молитва с покаянием против него беспомощны; отрицает основы христианства и считает таинства простыми символами; считает, что в Евхаристии присутствие Христа — нереально.