logo search
Документы АПЦ

Декрет собора апостольской православной церкви о литургической реформе

Москва, 7 сентября 2008 г.

1. В Апостольской Православной Церкви допускается служение Литургии как в восточном обряде (по византийскому чину на церковно-славянском, русском или ином языке), и в западном обряде (по римскому традиционному или реформированному чину на латинском, русском или ином языке). Выбор чина Литургии оставляется на усмотрение общины с его обязательным утверждением епархиальным архиереем. По особому разрешению епархиального архиерея допускается использование других традиционных Литургий.

2. Рекомендуется создать комиссию по подготовке единообразной версии русского текста богослужения. До завершения работы данной комиссии по благословению Священного Синода Апостольской Православной Церкви могут использоваться существующие переводы.

3. В случае, если богослужение совершается на церковно-славянском языке, чтение Евангелия и Апостола, а так же чтения Шестопсалмия, кафизм и паремий рекомендуется совершать на русском языке. Особенно рекомендуется чтение на русском языке паремий, как текстов наиболее затруднительных для понимания на церковно-славянском языке.

4. Предлагается создать комиссию по подготовке примерного лекционария. Настоятелю прихода разрешается самостоятельно осуществлять подбор Евангельских и Апостольских чтений для богослужений.

5. Рекомендуется произнесение проповеди непосредственно после чтения Евангелия или Апостола.

6. Рекомендуется громкое и внятное чтение священником всех так называемых «тайных» молитв (помня, что на самом деле, выражение «тайные молитвы» есть историческое сокращение от «молитв совершения таинства»), а также молитв антифонов, Трисвятого и молитвы главопреклонения. В идеале – все молитвы, читаемые священником на Литургии, должны быть слышны верным. Как минимум (если для службы совсем мало времени): молитвы евхаристического канона.

7. В том случае, если богослужение осуществляется на церковно-славянском языке, рекомендуется перед началом богослужения раздавать прихожанам брошюры с переводом богослужебных текстов.

8. В случае, если накануне совершения Литургии Всенощное Бдение не служится, рекомендуется соединение Утрени с Литургией.

9. Разрешается отказаться в богослужебной общинной практике от чтения Часов.

10. Соединение канонов на утрени нецелесообразно, т.к. при этом механически соединяются различные по содержанию тексты. Рекомендуется читать один канон (по усмотрению настоятеля). При этом допускается сокращение числа тропарей в каждой песни.

11. Чтение «рядовых» кафизм разрешается заменять чтением специально подобранных (в т.ч. по смыслу праздника) псалмов. При этом рекомендуется сохранять общую структуру чтения кафизм (деление на три «Славы»). Рекомендуется не увеличивать без особой необходимости число читаемых псалмов.

12. Рекомендуется организовать пространство храма таким образом, чтобы прихожане могли сидеть во время богослужения (за исключением наиболее важных его моментов).

13. Рекомендуется отказаться от обязательного поста с 12 часов ночи перед Причастием. Время поста может быть сокращено.

14. Настоятелям рекомендуется дополнять ектеньи специально составленными прошениями, касающимися конкретных нужд прихожан.

15. По желанию общины и с благословения епархиального архиерея возможен переход богослужения на новый стиль.

16. Разрешается после окончания уставного богослужения общее пение песен духовного содержания.

17. Разрешается по окончании службы совершать братские трапезы, которые могут рассматриваться как продолжение Литургии в иной форме, в согласии с раннехристианской традицией.

18. Разрешается произнесение проповедей мирянами: мужчинами и женщинами, в подходящие моменты службы и братской трапезы, по благословению служащего священника.

19. Общины Апостольской Православной Церкви, не приемлющие настоящие рекомендации по литургической реформе, могут свободно продолжать совершение богослужений по традиционному чину.

ДЕКРЕТ СОБОРА

АПОСТОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

О СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ

 Москва, 7 сентября 2008 г.

  1. Апостольская Православная Церковь является частью Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви, установленной Господом нашим Иисусом Христом. Целью Церкви является приведение людей ко Христу, то есть, их спасение, а через это – также спасение и восстановление самого мира. Поэтому чрезвычайно важным для Апостольской Православной Церкви является социальное служение человеку и миру, через которое члены Церкви уподобляются Самому Христу, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Первообразом отношения между людьми, то есть абсолютным идеалом человеческого общества, является Пресвятая Троица, как учил Иисус Христос, Святые Отцы и особенно ясно провозгласил преподобный Сергий Радонежский: «Взирая на единство Пресвятой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего».

  2. Социальная концепция Апостольской Православной Церкви основывается на традиционных православных подходах к решению проблем человека и общества. В настоящем же документе лишь акцентируется внимание на некоторых из этих проблем, особенно важных для современного человека.

  3. Церковь Христова является Вселенской (Кафолической или Соборной), а ее единство осуществляется не национальной, культурной или иной общностью, но верой во Христа и Крещением. Поэтому, памятуя о своем Небесном Отечестве, Апостольская Православная Церковь отвергает претензии каких бы то ни было народов на избранность и исключительность. При этом чада и общины Апостольской Православной Церкви имеют право на национальное самовыражение, которое может проявляться в литургическом и ином церковном творчестве, в особенностях христианского жизнеустроения. Церковь поощряет также и христианский патриотизм, при условии, что любовь к земному отечеству не затмевает любовь к Отечеству Небесному.

  4. Апостольская Православная Церковь считает злом любую войну и стремится осуществлять миротворческое служение, при этом не воспрещая своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении справедливости.

  5. Апостольская Православная Церковь призывает своих членов повиноваться государственной власти в том, что не противоречит христианской вере, а также молиться за законных правителей. Высший смысл существования государства – помогать Церкви в установлении социального царства Христа на земле. Поскольку большинство современных государств не являются христианскими, а христианские конфессии, к сожалению, находятся в остром конфликте между собой, то в этих условиях Церковь считает наиболее приемлемыми для себя принципы свободы совести и вероисповедания, а также отделения Церкви от государства. Апостольская Православная Церковь готова сотрудничать с государством в делах, служащих благу человека и общества. В случае же, когда власть принуждает верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным деяниям, Апостольская Православная Церковь считает своим правом и долгом отказать государству в повиновении.

  6. Апостольская Православная Церковь стоит выше и вне всяких политических интересов, не участвуя в политической борьбе и в деятельности политических партий. Однако любые члены Церкви, особенно миряне, могут как частные лица участвовать в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций, если участие в этой деятельности не противоречит христианским моральным нормам и не наносит ущерба Церкви. Более того, такое участие может являться одной из форм приближения социального царства Христа на земле, к чему и призывает Церковь.

  7. Апостольская Православная Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей и призывает общество к справедливому распределению продуктов труда и к заботе о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь. Церковь считает материальные блага даром Божиим, которые должны использоваться с пользой для человека, но вместе с тем предостерегает от чрезмерного увлечения этими благами.

  8. Апостольская Православная Церковь обеспокоена ростом преступности в современном мире, вызванной отпадением человека и общества от Бога, и видит свою задачу как в проповеди христианских ценностей среди всех социальных групп, так и в пастырской заботе об осужденных.

  9. Апостольская Православная Церковь всячески содействует распространению семейных ценностей и высоко ценит брачные отношения. При этом Церковь призывает к пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, запрещает аборты и признает греховными все формы сексуальной распущенности, гомосексуализм и другие пороки, искажающие призвание человека в замысле Творца.

  10. Апостольская Православная Церковь призывает всех своих чад к здоровому образу жизни, к освящению «духа и души и тела», а также к заботе о своих больных ближних. Пастырская забота Церкви также должна распространяться на больных алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями.

  11. Апостольская Православная Церковь осознает свою ответственность за судьбу всего мира и призывает своих чад и всех людей доброй воли бережно относиться к окружающей среде, животному и растительному миру.

  12. Апостольская Православная Церковь готова всячески способствовать развитию науки, культуры и образования, стремясь сделать так, чтобы они не противоречили, а, в идеале, полностью соответствовали христианским духовным и нравственным ценностям.