logo search
Документы АПЦ

Решение о прославлении в лике святых архиепископа ермогена (голубева), святителя и исповедника

Москва, 7 сентября 2008 г.

Собор Апостольской Православной Церкви заслушал доклад протопресвитера Глеба Якунина о желательности и необходимости прославления в лике святых архиепископа Ермогена (Голубева) как святителя и исповедника.

Архиепископ Ермоген (в миру Голубев Алексей Степанович) с юности посвятил себя служенияю Господу, пройдя путь от простого монаха до епархиального миссионера и настоятеля Киево-Печерской Лавры, а в дальнейшем – и архиерея. Это была стезя лишений и страданий - в 1930-х годах тяжело больной архимандрит Ермоген провел 8 лет в лагерях.

В 1953 году Ермоген года был хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. В годы гонений на Церковь владыка Ермоген строил и открывал новые храмы, восстанавливал литургическую жизнь и занимался благотворительностью.

В 1959 году уполномоченный по делам религии Узбекской ССР писал: «Наблюдение за деятельностью… архиепископа Ермогена убедило меня в том, что он весьма враждебно настроен к советской действительности. Не довольствуясь ролью, которая определена советским государством Церкви, Ермоген в своей деятельности грубо попирал социалистическую законность. Будучи приверженцем врага советского строя — бывшего патриарха Тихона, этот прожженный церковник стремится крестом и рублем укрепить устои РПЦ…»

В 1960 году владыка Ермоген освобожден от управления Ташкентской епархией с предоставлением отпуска, в 1962 году назначен архиепископом Омским и Тюменским, в 1963 году — архиепископом Калужским и Боровским.

В Калуге владыка Ермоген занимался благотворительностью, поддерживал бедные приходы, уменьшил в два раза «добровольно-принудительного» взноса в Фонд мира, оживил и укреплял приходскую жизнь, организовывал ремонт обветшавших храмов, привлекал в епархию молодых активных священнослужителей. Кроме того, начал отправлять за штат священников, скомпрометировавших себя услужением богоборческой власти. Когда уполномоченный на очередной «беседе» указал на недопустимость таких увольнений, владыка Ермоген заметил, что, конечно, в интересах антирелигиозной пропаганды такие священники являются весьма полезными, но его, как православного архиерея, это не устраивает. 

В 1965 году уполномоченный по делам религии Калужской области так характеризовал его деятельность: «Усиливается влияние православия на население. Практически во всех церквах имело место увеличение доходности и обрядности, что в свою очередь свидетельствовало о большей посещаемости храмов верующими». Ежегодно становилось все больше крещений, резко возросло количество верующих.

Архиепископ Ермоген выразил свое несогласие с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 18 июля 1961 года о внесении изменений в «Положение об управлении Русской Православной Церкви», касающихся организации приходов. В своём отзыве на решения Собора он высказал мнение о том, что настоятель храма может и должен быть избираем в число членов исполнительного органа каждого храма и не должен оставаться посторонним наблюдателем, а быть активным участником как в духовной, так и в хозяйственной жизни своего прихода. Был автором письма, подписанного затем рядом архиереев, в котором содержалось это же предложение. В результате он был уволен на покой в Жировицкий монастырь с правом служения в нем.

Архиепископ Ермоген и далее продолжал письменно обращаться и к Патриарху Алексию I, и в Св. Синод, а также к другим архиереям со своими предложениями по вопросам приходской жизни, а также по другим церковным вопросам Русской Православной Церкви. Переписка эта стала известна за пределами СССР, о ней появились материалы в зарубежной печати. После этого Св. Синод своим постановлением от 30 июля 1968 года осудил деятельность архиепископа Ермогена как неполезную для Русской Православной Церкви.

В 1978 году на Благовещение владыка Ермоген скончался в результате сердечного приступа. Тело архипастыря, по воспоминаниям очевидцев, не только не подверглось тлению, но и источало благоухание.

Таким образом, обстоятельства жизни архиепископа Ермогена не только не мешают его прославлению, но и указывают на необходимость свидетельствования его святости.

Исходя из этого, Собор Апостольской Православной Церкви решает причислить к лику святых как святителя и исповедника приснопамятного архиепископа Ермогена (Голубева), установив ему празднование 8 апреля н.ст. (26 марта ст.ст.). Совершить обряд прославления на могиле святителя и исповедника Ермогена, поручив протопресвитеру Глебу Якунину зачитать Решение о прославлении святителя и исповедника Ермогена, подготовить тропарь, кондак и молитву, а также иконописный образ святителя и исповедника Ермогена.

ТРОПАРЬ, КОНДАК, ВЕЛИЧАНИЕ И МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ И ИСПОВЕДНИКУ ЕРМОГЕНУ (ГОЛУБЕВУ)

Тропарь, глас 8

Истинный пастырь Христовой Церкви,

Во времена гонений святые храмы от разорений защищавший,

Неправедных архиереев в отступничестве обличивший,

В тяжких узах за веру Христову страдания принявший,

В монашеских подвигах и многих добродеяниях отличившийся,

Святителю и исповедниче Ермогене, моли Христа Бога

Спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Святителю исповедниче Ермогене!

Пример бесстрашного стояния в вере гонимым христианам показавший,

Истинное учение о Святой Церкви проповедовавший,

Тяжкие узы за Христа претерпевший,

Пастырь добрый, любовь церковного народа стяжавший,

Благоуханием во гробе прославленный,

Моли о нас Господа спастися душам нашим.

Величание

Величаем тя, святителю и исповедниче Христов Ермогене,

и чтем святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего.

Молитва

Святителю и исповедниче Ермогене!

Устоявший в вере в годину гонений от безбожной власти, укрепи и наш дух в тяжких обстоятельствах, посещающих нас.

С обновленчеством ревностно боровшийся, помоги нам содействовать Христу в непрестанном обновлении Церкви Православной в Духе Святом.

Сохранивший церкви Божии от разорения, помоги и нам сохранять в святости храмы душ наших.

Обличивший неправедных архиереев в ложных учениях, просвети и наши умы к постижению истины церковной.

Пастырь добрый, защищавший паству от волков внешних и внутренних, умоли Христа Бога, дабы врата ада не одолели Церковь Российскую.

Рожденный и упокоенный в земле Киевской, помоги нам сочетать любовь к Родине земной с достойным служением Отечеству небесному.

Пламенной проповедью любовь церковного народа стяжавший, помоги и нам подражать твоему апостольскому служению.

Со всем сонмом исповедников и новомучеников, моли Христа Господа и Бога нашего спастись и душам нашим. Аминь.