logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Восточные церкви. Монофизиты.

На IV Вселенском Соборе (Халкидонском) в 451 была осуждена монофизитская ересь, исповедующая, что Божество в Христе превалировало над Его человеческой природой, полностью поглотило ее, в отличие от православного вероучения о двух природах Иисуса Христа — Божественной и человеческой, которые присутствовали в Нем неслитно и нераздельно, то есть Христос был совершенный Бог и совершенный человек. С тех пор церкви, придерживающиеся учения о доминирующей одной Божественной природе во Христе, выделились в самостоятельную группу нехалкидонских или монофизитских церквей. В нее входят Коптская, Армяно-григорианская, Эфиопская (Абиссинская) и Сирийская церкви.

Коптская и Эфиопская церкви. Коптами называются коренные жители Египта. Приняв христианство со времен апостольской проповеди и окончательно сформировавшись в III в., Коптская церковь в IV в. отпала от Вселенского православия, приняв монофизитскую ересь. С VI в. эта церковь возглавляется патриархом. Центр Коптского патриархата расположен в Александрии. Богослужение и иерархическое устройство сходно с Православной Церковью. Копты всегда находились в тесном общении с Абиссинской церковью, расположенной на территории нынешней Эфиопии, куда христианство было принесено апостолом Филиппом (I в). и окончательно утверждено в IV в. святым Фрументием, первым епископом Абиссинской церкви. В VI в. абиссинцы также уклонились в монофизитство. Столетиями Абиссинская церковь не обладала самостоятельностью и составляла епархию коптского Александрийского патриархата, откуда им поставлялся митрополит для управления церковью. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви. Центр Эфиопского патриархата расположен в Аддис-Абебе.