logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Римокатолики

Римско-католическая Церковь (папство, латинство). После разрушения Иерусалима в 78 н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, — абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов — Поместному или, если того требуют обстоятельства, — Вселенскому.

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания. Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в. явился декрет императора Грациана, признавший в лице римского папы (“папа” — отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) “судью всех епископов.” Уже в V в. папа Иннокентий объявил, что “ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру,” то есть к римскому епископу. В VII в. папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: “Я — Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира.”

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов). Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа “и от Сына,” с внесением этих слов в Символ веры, потом — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о “сверхдолжных” заслугах, о папе, как “наместнике” Христа, главе всей Церкви и светских гос-в, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви. В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: “Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую исповедал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап. Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председательствовал ап. Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап. Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неизвестно ранней Церкви.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Св. Духа “и от Сына” привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт положил на престол храма св. Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы. Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в. папа не только раздает королевские короны, разрешает споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д.

В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напомнить о своем “первенстве” и “непогрешимости.” Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: “Мы объявляем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский первосвященник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан.” Подобные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В “Своде канонического права,” опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: “Римский первосвященник, преемник первенства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и высшую и полную юридическую власть над всей Церковью.” Начиная с XI в., Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами.

В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу “наместнику” кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок папства. Его власть становится все более светской, с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения начало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: “Духовенство относится с презрением к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями свв. отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям поручают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!”

Результаты вскоре сказались. В нач. XVI в. в Германии родился протестантизм — протест против злоупотреблений римского епископа и, в частности, — преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект.

Число католиков в мире — 975.937.000 (это составляет 17,4% населения земли). Церковь имеет 2.696 епархий и викариатств: 1.005 в Америке, 708 в Европе, 462 в Азии, 444 в Африке и 77 в Австралии и Океании. В Римско-католической церкви насчитывается 4.257 епископов, 404.461 священников, 59.872 монахов, не имеющих священного сана, 848.455 монахинь. Церковь опекает 105.017 учреждений, среди которых больницы, детские дома, дома престарелых и т.п. Из них 38.942 находятся в Америке, 33.136 в Европе, 18.776 в Азии, 12.712 в Африке и 1.451 в Австралии и Океании. Римско-католическая церковь занимается не только благотворительной, но и просветительской деятельностью. Так, по данным статистики, она содержит 83.345 начальных школ, 53.790 детских садов, 32.904 средних школ и 3.719 институтов и университетов (1997).

Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов, так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов, уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов.

Августинцы — орден, живущий на основании приписываемого блаженному Августину устава, составленного в V в. и требующего от своих последователей монашеского общежития и полного отказа от собственности. Этот орден лежит у истоков всех нищенствующих католических орденов. Из августинцев наиболее известны уставные (или черные — по цвету одеяния) августинские каноники (с сер. XI в.), белые каноники, или премонстранты (основаны в 1120), и орден отшельников св. Августина (утвержден в 1256 как объединение монашеских конгрегаций): его реформированные ветви — ордена босоногих братьев-отшельников (утвержден ок. 1620) и братьев созерцателей, так называемых реколлектов (с 1912). Существуют и различные мужские и женские конгрегации августинцев: уставных Латеранских каноников (с XI в.), Вознесения (с 1845) и другие. Всего насчитывается ок. 10 тыс. августинцев.

Базилиане (василиане)— католические монахи, следующие общежительному уставу, приписываемому св. Василию Великому и служащему основой православному монашеству. Практика объединения его с католической церковью установлениями, сложившимися в Испании к сер. XVI в., узаконена в 1561 Пием IV. На основе греческих монастырей в Центр. и Южн. Италии Григорий XIII основал в 1579 орден итальянских базилиан, с центром в монастыре Гроттаферрата в Риме. Широко использовался папством для окатоличивания населения зап. обл. Украины, Белоруссии и Литвы после заключения Брестской унии (1596) (в XVIII в. было 3 провинции и ок. 150 монастырей). Под давлением Православной Церкви Базилиане в XIX в. теряют значение. После ликвидации Брестской унии в 1946 деятельность базилиан в СССР носила нелегальный характер. В настоящее время орден принимает активное участие в возрождении унии на Украине и католической экспансии на востоке. В 1994 насчитывалось ок. 1 тыс. базилиан.

Бенедиктинцы — первый в католической церкви монашеский орден, основанный в нач. VI в. Бенедиктом Нурсийским. Составленные для Бенедиктинцев “Правила” требовали постоянного пребывания в монастыре, послушания и воздержания. Труд считался обязательным. Со времени Кассиодора бенедиктинцы обратились и к литературным трудам. Распространению бенедиктинцев в Европе в VI—IX вв. способствовала деятельность папы Григория I, миссия Августина Кентерберийского в Британию и поддержка династии Каролингов. В X—XI вв., борясь с упадком монашеской дисциплины, бенедиктинцы стали инициаторами Клюнийской реформы. В X—XIII вв. бенедиктинцы распространяли христианство в славянских землях и Прибалтике. Дальнейшая деятельность бенедиктинцев связана с многочисленными конгрегациями. Крупнейшая из них — конгрегация св. Мавра (основана в 1621) — посвятила себя изучению истории бенедиктинцев. В 1893 папа Лев XIII основал конфедерацию бенедиктинцев, насчитывающую 18 конгрегаций и ок. 10 тыс. монахов и 20 тыс. монахинь (1994).

Бернардинцы — 1) второе название цистерцианцев, закрепившееся с XII в. после реорганизации ордена, проведенной Бернаром Клервоским; 2) монахи-францисканцы, строго придерживавшиеся первоначального устава этого нищенствующего ордена, которые в 1453 осели в Польше при соборе св. Бернарда в Кракове.

Братья милосердия — орден, возникший в сер. XVI в. Помимо трех монашеских обетов, Братья милосердия дают еще обет ухода за больными.

Госпитальеры (иоанниты) — члены рыцарского монашеского ордена, основанного в нач. XII в. в Палестине в период крестовых походов. Название — от госпиталя (с лат. — гостеприимство) св. Иоанна (дома для паломников) в Иерусалиме — первоначальной резиденции ордена. В 1530—1798 резиденция ордена перемещается на о. Мальта, и госпитальеры становятся известны также под названием рыцарей Мальтийского ордена. С 1834 резиденция госпитальеров — в Риме, их владения (ок. 2 км2) пользуются правом экстерриториальности и они являются самым маленьким гос-вом в мире. Это гос-во имеет дипломатические отношения на уровне послов с ок. 50 странами, свою конституцию, правительство, национальный гимн, гражданство и даже чеканит монету. Орден насчитывает примерно 10 тыс. рыцарей и 1 млн. ассоциированных членов ордена, объединенных в 35 национальных секций (1994). Орден обладает немалой недвижимой собственностью: только в Италии она оценивается в 450 млн. долларов. Ордену также принадлежит ок. 200 больниц в различных странах мира. В настоящее время орден объединяет крупных политических и общественных деятелей, представителей большого бизнеса и аристократии.

Доминиканцы — обиходное название нищенствующего ордена братьев-проповедников, восходящее к имени его основателя Доминика. Основанный в Тулузе в 1215 орден ставил своей главной целью борьбу с распространением еретических учений. Возглавляется генералом, избираемым на 12-летний срок и подчиненным непосредственно папе. Доминиканцы осуществляли борьбу с оппозиционными католической церкви группировками, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность. Их эмблема — собака с зажженным факелом в зубах, они сами называли себя “псами господними.” В 1232 папство поручило им руководить инквизицией. Полемические задачи ордена требовали от доминиканцев солидной теологической подготовки, вследствие чего они буквально заполонили все богословские кафедры в университетах, а затем подчинили своему влиянию систему образования в целом. Доминиканцы ведут активную миссионерскую работу. В 1989 в мире насчитывалось 634 доминиканских монастыря и 6830 монахов-доминиканцев.

Иезуиты (общество Иисуса) — своего рода “тайная полиция” Ватикана, орден был создан для борьбы с реформацией (протестантизмом) Игнатием Лойолой и утвержден папой Павлом III в 1540. Иезуиты активно участвовали в деятельности инквизиции и вскоре добились привилегированного положения в итальянских гос-вах, Франции и Испании. В XVI—XVII вв. иезуиты заняли ведущие позиции в образовании, создав широкую сеть школ. Занимаясь миссионерством, они проникли во многие страны, способствуя колониальным захватам. Так, в XVII в. иезуиты создали рабовладельческое господство в Парагвае, просуществовавшее ок. 160-ти лет. В 1773 папой Климентом XIV орден иезуитов был распущен, а в 1814 — вновь восстановлен папой Пием VII. В настоящее время иезуиты занимают ведущее положение в идеологическом аппарате католической церкви. В учебных заведениях иезуитов тщательно готовят руководящих работников католической церкви. Орден выведен из-под епископской юрисдикции, его структура — типично иерархическая, состоящая из 4 ступеней. Для ордена иезуитов характерны строгая централизация, жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение генералу ордена (“черному папе”), избираемому пожизненно. Для более успешного достижения своих целей иезуиты не носят монашеской одежды и часто скрывают свою принадлежность к ордену. Кроме обычных 3 монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), иезуиты дают четвертый — обет повиновения папе. В христианско-нравственном отношении слово “иезуит” давно уже означает ложь и лицемерие, прикрытое пустыми высокопарными фразами, поскольку иезуиты не обязаны говорить правду и самым безнравственным поступкам при необходимости всегда готовы найти лицемерное оправдание.

Иезуитов насчитывается ок. 35 тыс. (1994). Издается свыше 1 тыс. газет и журналов, выходящих на 50 языках общим тиражом 150 млн. экземпляров. Орден имеет 33 собственных университета и 200 школ разного типа. В 1992 отделение ордена зарегистрировано в России.

Камальдолиты (камальдолийцы, камальдулы) — отшельнический монашеский орден в Камальдольской долине в Апеннинах, основанный Ромуальдом в нач. XI в. на принципах высокого аскетизма и уединенного созерцания. В основу камальдолийского устава был положен устав св. Бенедикта. Утвержденные в 1072 камальдолиты быстро развились в обширную и влиятельную конгрегацию. Наивысший расцвет ордена пришелся на XVII—XVIII вв., тогда орден насчитывал 5 конгрегаций.

Камиллинцы (уставные клирики-служители больных) — монашеская конгрегация, основанная в 1584 Камилло де Леллисом, канонизированным в 1746. Особый обет, который приносят члены конгрегации, состоит в обязанности посвятить свою жизнь религиозной практике и уходу за больными, даже чумными, без всякого вознаграждения.

Капуцины (в пер. с итальянского — остроконечный капюшон) — монахи нищенствующего ордена, основанного в 1525 в Италии в целях противодействия Реформации. Утвержден папой Климентом VII в 1529. Первоначально были подразделением францисканцев. Существуют как независимый орден с 1619. Капуцины, активно защищавшие папство в период Контрреформации, и в дальнейшем занимались религиозной пропагандой, стремясь усилить влияние латинства на народные массы. Занимаются также миссионерством. Обязательной частью одеяния капуцинов является капюшон. Отсюда их название.

Кармелиты — нищенствующий орден. Основан группой крестоносцев во главе с Бертольдом из Калабрии в 1155 в Палестине. Название происходит от горы Кармель, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. После провала крестовых походов кармелиты переселились в XIII в. в Зап. Европу, где основали несколько монастырей. После Тридетского собора (1545—1563) кармелиты разделились на несколько течений. В Испании образовался женский орден босоногих кармелиток, а затем — аналогичный мужской орден. Босоногие кармелиты вели затворнический образ жизни, существуя на милостыню. Кармелиты активно действуют и в настоящее время. Им поручается кураторство над воспитанием и обучением детей и молодежи, миссионерская деятельность.

Картезианцы (картузианцы) — монашеский орден, первый монастырь который был основан в 1084 близ Гренобля. Официально был утвержден в 1176. Ок. 1234 возник также и первый женский картезианский монастырь. Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера “шартрез.” К настоящему времени сохранились незначительные картезианские общины в Италии, Испании, во Франции и в некоторых других странах.

Селезианцы — общество католических священников и педагогов, объявивших своим покровителем Франциска де Саль; возникло в 1859. В основе общества лежит деятельность Джованни Боско (1815—1888), который был канонизирован в 1934. Крестьянин по происхождению, визионер и педагог, он начал собирать нуждающихся и брошенных родителями мальчиков в воспитательные дома. Цель воспитания и обучения — преимущественно подготовка священников, но также и лиц светских профессий. Женская конгрегация селезианцев оформилась в 1872. Правила миссионерства, милосердия и помощи детству утверждены папой в 1874. Деятельность селезианцев распространяется из Италии на многие страны мира.

Тамплиеры (храмовники) — военно-монашеский орден, основанный французскими рыцарями в 1119 в Иерусалиме вскоре после 1-го крестового похода. Орден, основанный для защиты паломников и завоеванных крестоносцами гос-в от мусульман, благодаря пожертвованиям верующих и земельным пожалованиям, занятию торговлей и ростовщичеством, превратился в крупного феодала и банкира Ближн. Востока и Зап. Европы. В XIII в. численность рыцарей достигла 15 тыс. После провала крестовых походов тамплиеры обосновались в Европе, главным образом во Франции. Во времена правления французского короля Филиппа IV Красивого в 1307 против них был возбужден инквизиционный процесс. Обвиненные в манихействе рыцари во главе с магистром в 1310 были сожжены на костре, а имущество ордена перешло в королевскую казну. В 1312 орден тамплиеров был упразднен.

Тевтонцы — военно-монашеский орден, основанный немецкими крестоносцами в конце XII в. на базе госпиталя (“Дома св. Марии”) для германских крестоносцев. Отсюда его полное название — Орден дома св. Марии в Иерусалиме. Утвержден папой в 1198. В нач. XIII в. обосновался в северо-восточной Европе. Осуществлял политику папской экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоличивание населения. В 1410 польско-литовско-русские войска в битве при Грюнвальде нанесли сокрушительное поражение тевтонскому ордену. В XVI в., когда Реформация охватила Пруссию, владения тевтонцев были секуляризированы, вместе с богатством орден потерял свою военную мощь и политическое значение. В качестве весьма малочисленной церковной организации он существует до сих пор в ФРГ.

Трапписты — монашеский орден, основанный в 1636. Основатель ордена — аббат Рансне, ввел для своих последователей строгие правила по образцу восточного аскетизма: 11 часов в сутки — молитва, остальное время — полевые работы; сохранение молчания, прерываемое лишь для молитв и песнопений; пища — овощи, фрукты, вода; одежда — ряса с капюшоном, деревянные башмаки, вместо пояса — веревка. Трапписты подразделяются на мирских братьев и посвященных (профессы). Принцесса Луиза де Конде основала женское отделение ордена. Изгнанные во время революции из Франции, трапписты поселились в Швейцарии, Польше, России и Пруссии, но везде подвергались преследованию. В 1817 восстановили свою обитель во Франции и основали ряд монастырей. В 1834 папа даровал траппистам название “Религиозная конгрегация цистерцианцев Нотр-Дам из Ла-Трапп.” В 1880 из Франции было изгнано ок. 1,5 тыс. траппистов.

Тринитарии — нищенствующий монашеский орден, основанный в конце XII в. Главной задачей ордена являлся выкуп христиан, попавших в плен к мусульманам. Помимо соблюдения общих монашеских обетов, тринитарии не употребляли в пищу мясо, отказывались от собственности в любой форме. В период Реформации влияние тринитариев стало падать. В настоящее время сохранилось несколько монастырей тринитариев.

Урсулинки — монахини женского ордена, основанного в Италии в 1535 и названного по имени св. Урсулы. Занимаются воспитанием девушек и работают в больницах. Орден имеет свои организации во многих странах.

Францисканцы — нищенствующий орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207—1209 и утвержден папой в 1223. Вскоре получил распространение и в других странах Западной Европы. Уставное требование бедности относилось у францисканцев не только к членам ордена, но и к ордену в целом. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа бедность и аскетизм, занимались благотворительностью. Это способствовало их популярности и притоку пожертвований. Возникнув в противовес официальной церкви с ее богатством и роскошью, орден со временем превратился в надежное орудие защиты интересов папства: францисканцы вели борьбу против ереси, участвовали в деятельности инквизиции. В 1256 они получили право преподавания в университетах. Францисканцы занимались также миссионерской деятельностью. В XVI—XVIII вв. они были изгнаны из некоторых стран. В настоящее время является одним из влиятельных католических орденов. В его ведении находится ряд высших учебных заведений, в том числе университетов, миссионерские организации и проч. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 6 лет. Существует и женский францисканский монашеский орден (клариски).

К Римско-католической церкви также относятся униаты — совращенные в католичество верующие национальных церквей, которым позволено сохранить свое традиционное богослужение (в том числе и язык богослужения), приняв при этом латинское вероучение и признав власть римского папы. К таковым относятся:

Армяно-католики — часть армян, сблизившаяся с Римско-католической церковью, принявшая унию, и состоящая в подчинении папе.

Белорусская греко-католическая церковь (БГКЦ) — внедрилась на территорию Беларуси в результате заключения в 1596 Брестской унии и доминировавшая среди белорусского населения вплоть до ее упразднения во всей Российской империи в 1839. Хотя официально греко-католики были “переданы” в ведение Российской Православной Церкви, многие из них остались в католичестве. После I мировой войны БГКЦ начала возрождаться в Зап. Белоруссии, вошедшей в состав Польши. В 1946, после того как Зап. Белоруссия вошла в состав СССР, греко-католичество вновь было упразднено на ее территории. Сохранилось лишь несколько белорусских греко-католических общин за границей. В марте 1990 Беларусь посетил апостольский визитатор монсеньор Александр Надсон. В 1991 БГКЦ была воссоздана. Ее деятельность официально одобрил папа римский Иоанн Павел II. На территории нынешней Беларуси насчитывается ок. 30 униатских суполок (объединений). Богослужения проводятся на белорусском языке.

Редемптористы (трансальпийские редемптористы) — униатская (православная по внешнему виду) община, состоящая из монахов и священников, основанная в 1988 по благословению архиеп. Марселя Лефевра. Решительно отвергают экуменизм и Баламандское соглашение, признают сближение разных конфессий только при условии беспрекословного признания власти папы. Стараются активно действовать на Украине, России и Беларуси, открывать где только возможно свои миссии и склонять людей в католичество.

Российская православная католическая церковь (русские католики восточного обряда) — организация основанная в 1991 авантюристом Викентием Чекалиным и имеющая очень незначительное число последователей.

Румынская греко-католическая церковь (РГКЦ) была запрещена во времена диктатуры коммунистического режима, в 1948, и ее имущество передано Православной церкви. В 1990 РГКЦ возобновила свою деятельность, но из 2 тыс. храмов, которые были в ее владении перед II мировой войной, в 1998 ей принадлежало меньше ста. К РКГЦ принадлежит 1% населения Румынии.

Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) — возникла в результате заключения Брестской унии (союза) в 1596, окончательно оформилась во Львове в 1700. Условия унии предусматривали, что православные верующие и духовенство сохраняют традиционные обряды и язык богослужений, однако признают власть папы и папскую догматику. На зап. землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились под властью католиков, УГКЦ постепенно укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В 1945 у УГКЦ было свыше 4 тыс. храмов и часовен, 1771 прихода, действовали Теологическая академия и духовные школы. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. В 1946 был созван Львовский собор УГКЦ, на котором под давлением гос-ва принято решение о “самоликвидации” церкви и переходе верующих в созданную Сталиным Московскую патриархию. Вплоть до 1990 существовавшие на территории Зап. Украины греко-католики — епископы, священники и монахи находились на нелегальном положении. Верующие греко-католики (ок. 4 млн. человек) или совершали совместные моления в частных домах и квартирах, или вынужденно посещали храмы Московской патриархии. В февр. 1990 УКГЦ приобрела официальный статус. В настоящее время на Зап. Украине подавляющее большинство храмов принадлежавших после 1946 Московской патриархии вновь вернулось в УГКЦ. Богослужения ведутся по католическому календарю на украинском языке. УКГЦ пытается войти с православными в тесное общение, в своих периодических изданиях настойчиво проповедуя экуменизм и папство.