logo search
2 лист религия

Отношение христианства к иудаизму

Христианство рассматривает себя новым и единственным Израилем, исполнением и продолжением пророчеств Танаха (Ветхого Завета) (Втор.18:15,28; Иер.31:31-35; Ис.2:2-5; Дан.9:26-27) и как новый завет Бога со всем человечеством, а не только евреями (Мф.5:17; Рим.3:28-31; Евр.7:11-28).

Апостол Павел именует весь Ветхий Завет «тенью будущего» (Кол.2:17), «тенью будущих благ» (Евр.10:1) и «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24), а также прямо говорит о сравнительном достоинстве двух заветов: «Если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому»  (Евр.8:7); а о Иисусе — «Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.»  (Евр.8:6). Такую трактовку соотношения двух заветов в западном богословии принято называть «теорией замещения». Кроме того, апостол Павел решительно ставит «веру в Иисуса Христа» выше «дел закона» (Гал.2:16).

Многие Православные Святые, как Святитель Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Иоанн Кронштадтский, Святитель Кирилл Патриарх Александрийский, Преп. Макарий Великий и многие другие отрицательно относятся к евреям и иудеям. Святитель Иоанн Златоуст называет синагоги "жилище демонов, где не поклоняются Богу, там место идолослужения [15] и приравнивает Иудеев к свиньям и козлам [15]" , осуждает всех иудеев, что они "живут для чрева, прилепились к настоящему, и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов…" [15]" и учит, что ни только не следует обмениваться с ними приветствиями и делиться простыми словами, а должно отвращаться от них, как всеобщей заразы и язвыдля всей вселенной.[15]. Святитель Иоанн Златоуст считает, что Иудеям не будет прошения "за то, что убили Христа и подняли руки на Владыку – вот за что нет вам прощения, нет извинения… " [15]

Иоанн Кронштадтский учит, что “Евреи в большинстве за свое лукавство и бесчисленные злодеяния" [16]. [..] "Они крепко ненавидят нас и болеют дьявольскою ненавистью, они – жалки, несчастны, подвержены страстям, ненависть ослепила их сердечные очи, они враждуют и против Бога, заповедавшего всем любовь…” [16], что “Все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17].

Феофилакт Болгарский утверждал, что "Антихрист родится от блудницы нечистой, жидовки сущей из колена Данова” [18]. АИоанн Кронштадтский, что “все святые будут свидетели спасительности веры Христовой против евреев” [17].

Окончательный разрыв между христианством и иудаизмом произошёл в Иерусалиме, когда Апостольский собор (около 50 года) признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для христиан из язычников (Деян.15:19-20).

В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в то же время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

19. Православное вероучение и культ

Источниками православного вероучения являются священное писание, (книги Ветхого и Нового заветов) и священное предание (постановления вселенских и поместных соборов, творения «отцов и учителей церкви» — Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова и др.).

Православие истинными считает только те положения, которые были утверждены первыми семью вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже, — о непогрешимости папы, о чистилище, о филиокве, о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении на небо, то они объявляются всеми православными церквами противоречащими священному писанию и священному преданию. Заблуждением считается и отказ протестантских церквей от большинства таинств, от деления верующих на мирян и священнослужителей. Назначение православного культа — воздействие на чувства верующих. Поэтому церковь особое внимание уделяет внутреннему оформлению храма, проведению богослужения, где важное место отводится молитве. Православные . священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношения нательных крестиков, исполнения таинств, соблюдения постов. Православная церковь признает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство, елеосвящение.

Одним из сильных средств религиозного влияния на верующих является культ святых. Православная церковь и духовенство не отказались от почитания чудотворных икон, святых мест и т. д.

Социальная доктрина православия

На протяжении всей истории своего существования христианство никогда не находилось в стороне от общественной жизни. Возникнув в условиях эксплуататорского строя, оно всегда стояло на страже его политических и экономических основ, оправдывая рабство и крепостничество, порабощение и эксплуатацию.

Русская православная церковь в настоящее время пытается отмежеваться от той неприглядной роли, которую она играла в прошлом. Стремясь доказать, что церковь всегда откликалась на человеческие страдания, идеологи православия объявляют социальное неравенство, эксплуатацию человека человеком, рабство и угнетение, колониализм и экспансионизм противоречащими христианским идеалам. В определенные периоды православная церковь заявляла о своем безразличии к общественным проблемам, утверждая, что выработка собственной социальной доктрины не входит в обязанности церкви, поскольку это не предусмотрено евангелием. Но такое отношение было лишь на словах. Церковь всегда выражала свое отношение к острым социальным проблемам в открытой или завуалированной форме. До революции русская православная церковь вела ожесточенную борьбу с идеями социализма. Сегодня ее иерархи заявляют о поддержке проводимых социалистических преобразований. Идеологи православия считают, что церковь, кровно озабоченная проблемами «устроения человеческой жизни», должна принять самое деятельное участие в удовлетворении человеческих потребностей. Социальная позиция русского православия в последние годы нашла свое выражение в концепциях «богословия революции», «социальной этики» и ряде других, не отвергающих участия верующих в строительстве нового, справедливого общества. Богословы критикуют социальную ориентацию церкви в прошлом, неприятие ею революции. Осуждая колониализм, захватнические, несправедливые войны, систему эксплуатации и порабощения народов в капиталистических странах, выступая за разрядку международной напряженности, за всеобщее разоружение, православная церковь находит поддержку у верующих в нашей стране и за рубежом. Эта сторона деятельности русской православной церкви породила у некоторой части верующих неправильное представление о коренном изменении сущности религии, в утверждении справедливых общественных начал. Однако социальная активность церкви — это лишь один из аспектов модернизации религии. Провозгласив идею о соответствии коммунистических и христианских принципов, «богословие революции» одновременно объявляет несовместимой с религией коммунистическую идеологию, материалистическое мировоззрение и научный атеизм. Тенденция социального истолкования христианства распространилась и на область морали. Стремление рассматривать все общественные явления через призму этических норм, желание усилить нравственное влияние религии на общественную жизнь является основным содержанием «социальной этики». Призывая к борьбе за счастье и справедливость, за построение «царства божьего» на земле, апеллируя при этом к каждому человеку, «социальная этика» по существу выступает как важный момент социальной концепции православия. Положения «социальной этики» о том, что нравственная доктрина православия перетерпела существенные изменения, а вся религия в целом является фактором социального обновления, не выдерживают критики.

Разработка социальных и этических концепций, стремление изобразить религию решающим фактором социальной справедливости, преследуют цель найти более совершенные и гибкие средства ее защиты.

Интерес русской православной церкви к социальным проблемам возрастает. Подчеркивая, что изменения в общественной жизни людей, происходящие в мире, соответствуют духу евангелия, что строительство коммунизма

в СССР есть не что иное, как реализация «царства божьего» на земле, богословы стали осуждать социальную ориентацию православной церкви в прошлом. При этом православные идеологи стараются подчеркнуть, что искупительную жертву Христос принес не за отдельных людей, а за все человечество, что его миссия носит «коллективистский» характер. Давая положительную оценку всем социальным преобразованиям, происходящим в нашей стране, они тем не менее на первый план выдвигают проблему личного спасения.

Православные церкви в капиталистических странах оправдывают существующие эксплуататорские общественно-экономические отношения, объявляя их высшим выражением «всеобщих христианских ценностей», утверждая, что совершенствование условий жизни человека возможно лишь путем «оздоровления» капитализма на основе его «христианизации».

Выступление православных священнослужителей в социалистических странах за мир, их призывы предотвратить войну и связанную с пей угрозу массового уничтожения людей, осуждение колониализма, неоколониализма, расовой дискриминации, ж сегрегации, поддержка усилий народов в их борьбе за свободу и независимость, оказание помощи слаборазвитым странам, безусловно, имеют положительное значение. Однако этого нельзя сказать о предлагаемых православными идеологами способах практической реализации социальных идеалов. Основой социального прогресса православие считает нравственное совершенствование личности.

Социальная доктрина православия не является реальным средством преобразования общественной жизни. Внушая верующим надежду на спасение души, загробное существование, вечную жизнь, религиозная идеология парализует творческие начала в человеке, препятствует росту его социальной активности.