logo search
UniversLit-ra / Сведения о церквах и религиях

Армяно-григорианская церковь.

Христианство в Армению принесли Апостолы Христовы Варфоломей и Иуда (не Искариот, а другой, брат Апостола Иакова) в I в. по Рождестве Христовом, и оно было окончательно утверждено священномучеником Григорием, епископом Великой Армении (IV в.), давшим Армянской церкви ее устройство. Со второй пол. V в. Армянская церковь, как утверждают, вследствие некоторых недоразумений не приняла постановлений IV Вселенского Халкидонского Собора и отпала от союза с Церковью Вселенской, с которой до этого времени состояла в полном общении. Недоразумения, по мнению некоторых, заключались в следующем. На Халкидонском Соборе представителей Армянской церкви не было, и по этой причине ей были неизвестны в точности постановления этого Собора. А между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлена ересь несторианства. Правда, постановления Халкидонского Собора вскоре появились в Армянской церкви, но, по незнанию точного значения греческого слова естество, армянские учителя перевели его в значении лица. Вследствие этого совершенно справедливо сделали вывод, что Христос якобы заключал в Себе одно лицо, имея при этом два естества — Божеское и человеческое. По-гречески же это звучало с прямо противоположным смыслом. Таким образом, как утверждают, по причине этого недоразумения Армянская церковь отпала от православия и выделилась в особую церковь, вероисповедание которой именуют григорианским. Однако, армянский собор в Довине в 527 постановил признать в Христе одну природу и, тем самым, однозначно поставил Армяно-григорианскую церковь в число монофизитов, отвергающих Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские Соборы.

Армяне, живущие в пределах Турции, подчинены Константинопольскому армяно-григорианскому патриарху, живущие же в пределах Персии, России и Армении состоят в ведении Эчмиадзинского патриарха. Этот последний патриарх считается главой всех армян григорианского исповедания и имеет титул католикоса. Главные основы иерархического устройства и управления Армяно-григорианской церкви аналогичны тем, что приняты в Православной Церкви.