logo search
2 лист религия

17. Ламаизм как разновидность буддизма

ЛАМАИЗМ — тибетская разновидность буддизма. Окончательно отстроена в кон. 14 — нач. 15 в. тибетским монахом и философом Цзонхавой, который решил реформировать существовавшую с 11 в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория Л. излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур". Л. уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам буддизма. Для Л. характерно: 1) усиление влияния жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других; 2) "наследственность" сана великого ламы; 3) тщательнейшая разработка медитативных упражнений различного рода — достижение кататонии, левитация, путешествия духа; 4) чрезвычайно детализированная астрология, учитывающая гораздо больше факторов, чем, например, китайская или даже индийская; 5) высокоразвитая тибетская медицина, включающая богатейшую номенклатуру лекарственных растений, пульсовую диагностику, учет астрологических параметров карты рождения и текущей ситуации. В отличие от буддизма Махаяны, равно как дзен-буддизма в Китае и Японии, предполагающих, прежде всего, открытость Пути (см. Благородный Восьмистадийный Путь), его доступность всем и каждому, Л. скорее хинаянского толка (см. Хинаяна), открывающий эту возможность лишь посвященным. Кроме этого, Л., хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая религией бон-по. Таким образом, Л. можно трактовать как частное, специальное учение в основном прикладного, т. е. магического, характера.