logo search
Документы АПЦ

Глава X. Об учительском служении церкви

Канон 151. Стремясь исполнить заповедь Господа Иисуса Христа о научении Евангелию всех народов, Церковь, движимая благодатью Святого Духа, признаёт свою миссионерскую сущность и направленность.

Канон 152. Все епархии, общины, верные члены Церкви должны постоянно заботиться о том, чтобы Евангелие возвещалось во всем мире. Такая миссия совершается по поручению и под руководством епископов, через проповедников, обладающих соответствующими способностями и духовными дарами и надлежащим образом подготовленных.

Канон 153. Верные члены Церкви призваны поощрять в себе и в других знания о миссионерской деятельности, молиться о миссиях, помогать призванным к этому служению и активно поддерживать их всеми своими силами.

Канон 154. Запрещается принуждать или заманивать кого-либо к вхождению в Церковь, убеждать кого-либо неподобающими способами. Все верные члены Церкви должны заботиться о соблюдении права на религиозную свободу, чтобы никого не оттолкнуть от Церкви чрезмерной настойчивостью и тем более угрозами или насилием.

Канон 155. Желающих принять крещение, следует, совершив оглашение, принять в число катехуменов (оглашаемых), то есть проходящих катехизацию, которая должна быть не только изложением догматов и заповедей, но обучением христианской жизни в целом, совершаемым специально подготовленными катехизаторами в течение необходимого времени.

Канон 156. Оглашаемые имеют право участвовать в литургии слова и в других литургических действиях, не предназначенных исключительно для верных членов Церкви.

Канон 157. Оглашаемые могут избрать по своему усмотрению членство в любой общине; следует заботиться о том, чтобы ничто не мешало им войти в Церковь через ту общину, которая наиболее соответствует их культурным особенностям и свободному выбору.

Канон 158. Христиане, крещёные в детском возрасте, но не получившие наставления в вере ни в семье, ни в ходе катехизации, ни через слушание литургической проповеди, имеют право участвовать в церковных таинствах; священники при этом обязаны выяснять уровень их подготовки и вместе с более подготовленными членами общины помогать им в постоянном восполнении и углублении своих познаний о вере.

Канон 159. Никто из верных членов Церкви не может быть понуждаем к прохождению катехизации через отказ в участии в таинствах, равно как никому из верных членов Церкви не может быть отказано в неоднократном прохождении катехизации.

Канон 160. По усмотрению епископа или священника обряд оглашения может быть соединён с таинством крещения, совершаемым как над ребёнком, так и над взрослым, при сознании ответственности за последующее христианское воспитание и научение принявшего крещение.

Канон 161. Наименьшим объемом катехизации признаётся однократная беседа или проповедь о вере; другими формами катехизации являются: обучение в семье; обучение в воскресной школе; участие в цикле катехизических бесед для детей или взрослых; слушание литургической проповеди однократное или систематическое; слушание или чтение Священного Писания и разъяснений к нему; получение богословского образования различного уровня. Те, кто получил недостаточную катехизическую подготовку, должны сознавать необходимость дальнейшей катехизации, а те, кто далеко продвинулся в изучении веры, не должно считать себя лучше прочих, но всемерно помогать менее подготовленным.

Канон 162. Служение слова Божьего, а именно проповедь, катехизация и все виды христианского обучения, среди которых важнейшее место занимает литургическая проповедь, должны питаться изобильно Священным Писанием и основываться на церковном Предании.

Канон 163. Епископы, священники и диаконы должны заботиться о служении слова Божьего, равно как и верующие призываются принимать участие в этом служении согласно со своими способностями, так что священнослужитель, совершающий богослужение, может благословить на проповедь при богослужении и не имеющего рукоположения христианина или христианку.

Канон 164. Епархиальный епископ должен надзирать за проповедью слова Божьего в пределах своей епархии.

Канон 165. Епископы имеют право проповедовать слово Божие в любой епархии, со смирением и почтением к авторитету местного епархиального епископа, если только он в каком-либо конкретном случае не запретит это явным образом.

Канон 166. Священники имеют возможность проповедовать там, куда их законным образом послали или пригласили.

Канон 167. Той же возможностью располагают диаконы, если только установления той или иной церковной общины или объединения общин им этого не воспрещают.

Канон 168. Настоятели общин имеют право приглашать для проповеди любого священника, диакона или мирянина Апостольской Православной Церкви, если только таковым особым распоряжением епископа не воспрещена проповедь.

Канон 169. В монашеских общинах надзор за проповедью осуществляют настоятели общин.

Канон 170. Если какой-либо епископ своим постановлением запрещает кому-либо или ограничивает его возможность осуществлять проповедь, это постановление может быть в надлежащем порядке обжаловано перед Священным Синодом или Собором Церкви, и апелляция эта должна быть рассмотрена без промедления.

Канон 171. Настоятельно рекомендуется во время каждой литургии произносить проповедь, которая бы в соответствии с ходом литургического года разъясняла бы тайны веры и нормы христианской жизни, на основании Священного Писания и церковного Предания.

Канон 172. Приходские священники и настоятели храмов обязаны заботиться о том, чтобы проповедь произносилась по крайней мере по воскресеньям и в праздники во время Божественной Литургии, и пропускалась лишь в силу веских причин.

Канон 173. Пастырь не может постоянно перепоручать другому лицу свой долг проповеди перед общиной, вверенной его попечению, если только к тому нет уважительной причины, одобренной местным епископом.

Канон 174. К проповеди могут также приглашаться епископы, священники и диаконы Церквей, находящихся в евхаристическом общении, или, по меньшей мере, в вероучительном единстве с Апостольской Православной Церковью.

Канон 175. Епархиальные епископы должны заботиться об организации в подобающее время специальных циклов священных проповедей для духовного обновления христианского народа.

Канон 176. Все члены Церкви должны усердно заботиться об углублении своей христианской веры и духовного образования. Прежде всего родители обязаны словом и примером наставлять детей в вере и практике христианской жизни; такой же долг лежит на крестных родителях (восприемниках) и на тех, кто заменяет детям родителей.

Канон 177. Объединения, движения и группы верующих, созданные для дел благочестия, апостольства, милосердия и помощи, должны заботиться о том, чтобы их члены получали религиозное образование с помощью и под руководством епископа, которому поручено духовное попечение об этих объединениях.

Канон 178. Епархиальный епископ со всевозможным усердием да заботится о развитии катехизаторской деятельности в своей епархии, руководит ею и ей помогает.

Канон 179. Приходской священник должен прилагать максимальные усилия для того, чтобы дать необходимую катехизическую подготовку всем, кто вверен его пастырскому попечению, независимо от возраста и положения в обществе.

Канон 180. Священники и диаконы, связанные с приходом, должны помогать приходским священникам. Другие верующие христиане, имеющие необходимую подготовку, должны стремиться всеми силами оказывать помощь в катехизации.

Канон 181. Катехизис должен иметь экуменическую основу и давать объективную и доброжелательную картину других Церквей и церковных сообществ; однако, при этом следует заботиться о сохранении православного содержания катехизации.

Канон 182. Все катехизаторы должны помнить, что они выступают от имени Церкви и посланы возвещать данное в откровении слово Божие, а не своё собственное мнение; поэтому они должны в процессе катехизации раскрывать целостное и традиционное учение Церкви.

Канон 183. Церковь, через крещение совершающая Божественное дело сотворения нового человека, должна вместе с родителями заботиться об их православном воспитании.

Канон 184. Из различных средств воспитания особенно следует заботиться о православных школах, которые должны быть в центре внимания родителей, учителей и всего церковного сообщества. Церковь имеет право создавать школы любого типа и уровня и руководить ими.

Канон 185. Школа не может носить название церковной или православной, если она не была создана епархиальным епископом или высшей церковной властью или не была признана ими таковой позднее.

Канон 186. Верные чада Христовы должны иметь возможность без затруднений обращаться к Священному Писанию. Для литургических и катехизических целей следует использовать только издания Священного Писания, получившие одобрение Церкви.

Канон 187. Во время богослужения можно использовать только литургические книги, получившие одобрение Церкви.

Канон 188. Одобрение богослужебных текстов совершается Собором, а предварительно и временно – Священным Синодом Апостольской Православной Церкви.

Канон 189. Епископы Апостольской Православной Церкви имеют право вносить изменения в тексты богослужебных книг и богослужебные нормы, учитывая мнение верных чад возглавляемых ими епархий, допуская разнообразие богослужения в зависимости от нужд и желания конкретных общин. Все эти изменения должны быть обсуждены и зафиксированы письменно так, чтобы любой желающий член Церкви имел доступ к тексту богослужебных книг и богослужебных норм. Тексты богослужебных книг и нормы, принятые в какой-либо общине или епархии, не являются обязательными для других общин и епархий, если иное не будет установлено Собором, Священным Синодом или правящим епископом епархии.

Канон 190. Катехизисы и другие сочинения, предназначенные для катехизического обучения в школах любого рода и уровня, должны быть одобрены церковной властью.

Канон 191. Верующие не ограничены в своем праве читать любые книги, но церковные власти могут рекомендовать верующим, в соответствии с уровнем их подготовки, те или иные сочинения, наилучшим образом объясняющие догматическое и нравственное учение Церкви.

Канон 192. Церковное одобрение тому или иному сочинению, выражается словами: «благословляется», «благословляю» и является свидетельством того, что церковная власть берет на себя ответственность за духовное качество этого сочинения и его соответствие вероучению Церкви.

Канон 193. Рекомендации тех или иных сочинений в качестве душеполезного чтения даются епархиальным епископом и распространяются на общины, вверенные его попечению. Рекомендации для всей Апостольской Православной Церкви даются Священным Синодом и при необходимости подтверждаются или уточняются Собором. Благословение новым сочинениям или изданиям дается епархиальным епископом или Синодом по просьбе автора или издателя.

Канон 194. Священники и настоятели храмов должны следить за тем, чтобы в их церквах не выставлялись, не продавались и не раздавались иконы, изображения, аудио- и видеозаписи, которые не соответствуют подлинному священному искусству, или книги, которые не соответствуют христианской религии или морали. Священники, настоятели храмов и директора христианских школ должны заботиться о том, чтобы любые концерты, спектакли и просмотры фильмов, проводимые по их благословению, соответствовали духу христианского благочестия. Пусть верующие чада Церкви проявляют заботу о том, чтобы не причинить духовного вреда себе или другим, путем прослушивания, рассматривания, чтения, покупки, продажи или распространения предметов, упомянутых выше.