2. О нравственности
В постмодернизме концепция относительно морали часто доводится до логического конца, т.е. до отрицания морали как таковой. Многообразие мира и путей его развития может трактоваться как абсолютный хаос, свобода - как уничтожение всяких запретов и ограничителей, отсутствие жесткого причинно-следственного каркаса - как возможность спонтанного, рефлекторного следования эмоциям и желаниям. При этом парадоксальным образом трактуется и человеческая свобода воли - хаос ничем не связывает личность, но он делает бессмысленным любое целенаправленное действие.
Ранее я задавал вопрос о том, делают ли альтернативные мировоззрения человека лучше. Каждое мировоззрение имеет, по крайней мере, несколько принципов, достойных высокой оценки. Однако, в любом случае, у меня оставались серьезные вопросы. Постмодернизм отрицает существование абсолютной нравственной истины, он оставляет нас без стандартов того, как мы должны относиться друг к другу. Восточная и Греческая философия отрицают доброту физического творения и учат бесстрастию, а не состраданию. Мусульманское богословие, с его акцентом на судьбу и предопределение, снимает ответственность человека за наших ближних в некоторой степени. Я могу сказать с большой уверенностью, что как в теории, так и на практике христианское мировоззрение превосходит все другие по своему воздействию, как на человечество в целом, так и на отдельных людей.
Конечно, не только христиане являются хорошими людьми, но стоит спросить, где гуманисты, атеисты и другие получили свои идеи о том, что является "хорошим". Возможно, они взяли это понимание из христианской идеи? История, безусловно, намекает на это заключение. Иисус сказал, что весь закон суммируется в следующем: любить Бога и любить друг друга, как самого себя. Эта идея централизации нашей потребности любить и быть любимыми приходит из христианского мировоззрения. Почему? Потому что мы были созданы из-за любви и для любви. В соответствии с христианским мировоззрением, наша ценность вне конкуренции. Иисус подразумевал, что одна душа ценнее, чем весь мир, "ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?"
(Луки 9:25). Это мировоззрение дает отдельной личности невообразимое достоинство и призывает своих верующих посвящать свою жизнь любви к другим. Это лучшая картина жизни из всех альтернативных, предлагаемых религией и человеческой философией, из-за положительного влияния, которое она оказывает на тех, кто принимает ее.
Главное отличие христианской этики от других этических систем вытекает из факта, определяющего все главные особенности христианского мировоззрения: Бог спустился с небес, страдал за людей, был распят и воскрес. Именно действия и поведение Христа, как и сам Его образ жизни, является примером и эталоном для Его последователей. Христианская этика не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ жизни, подобающий христианам. Все нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение). Христианская этика подчеркивает необходимость для человека благодати, милости и прощения грехов, источником которых является Бог.
Христианские этические принципы основываются на учении Библии как книги, выражающей волю Бога по отношению к человеку. Человеческая воля поражена грехом, то есть противлением воле Бога. Воля Божия заключается в том, чтобы "Любить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим, и любить ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22:36--40). Благодать Божия изменяет человека и позволяет ему делать правильный выбор и поступать по воле Божией. Как грех может быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать может проявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословский аспект -- она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будут жить в согласии с Богом и природой.
- 26. Христианская апологетика и идеи ее главных представителей.
- Христианская апологетика и патристика
- 15. Общие черты и этапы христианской философии Средневековья: апологетика, патристика, схоластика.
- Функции христианской апологетики
- Название науки Основного богословия и апологетики. Понятие об Апологетике
- 23.Кристаллизация нового философского стиля в христианской апологетике.
- Вопрос 13: Возникновение христианской философии и апологетика