Функции христианской апологетики
Под апологетической деятельностью многие христиане понимают исключительно искусство полемизировать с противниками исторического христианства. Между тем, роль апологетики в истории и повседневной жизни Церкви гораздо значительнее — можно выделить четыре основные ее функции: Апологетика как защита истины. Необходимость отстаивать целостность учения Христова возникла уже в первом столетии нашей эры, когда еретики и лжеучителя начали проповедовать свои собственные фантазии, выдавая их за Слово Божье. Господь прямо призывает нас «подвизаться за веру однажды преданную святым» (Иуды 3) и «всегда быть готовыми дать отчет в своем уповании» (1 Пет. 3:15). Апологетика как обличение заблуждений. Защита истины должна быть не только пассивной, но и активной. По сути дела, все основные новозаветные послания представляют собой заочную полемику с иудействующими, антиномистами и гностиками. Господь призывает нас не только «не участвовать в бесплодных делах тьмы, но и обличать» (Еф. 5:11). Апологетика как проповедь истины. Данный аспект апологетики приобретает особое значение в наши дни, в эпоху религиозного плюрализма и постмодернизма. Сегодня, проповедуя людям Евангелие, как никогда важно показать им, что христианство — не один из возможных путей, а единственный Путь, что они должны последовать за Христом и отказаться от всех прочих религий. Апологетика как стимул к познанию истины. Христианское богословие, по сути, формировалось в полемике с еретиками. Как справедливо писал блаж. Августин, «если бы не было гордости, не было бы ни еретиков, ни раскольников, ни образованных плотью, ни почитателей твари и кумиров; но с другой стороны, если бы не было подобных людей прежде обетованного народу совершенства, то истина исследовалась бы с гораздо большей леностью» [3]. Да и сегодня, как показывает практика, многие люди впервые начинают всерьез задумываться о сути своего вероисповедания, лишь когда сталкиваются с иными убеждениями и взглядами.
Христианский философ Августин Блаженный (354-430): «Бог есть высшее бытие, высшая (нематериальная) форма, высшее благо» - сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, так как существует благодаря не себе, а Другому, отсюда следует непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего существующего в нем.
Христианский Бог не доступен для познания сам по себе, но открывает себя человеку — откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которой и есть основной путь богопознания.
Таким образом знание о сверхбытии (Боге) можно получить только сверхестественным путем — через веру (способность души, неведомой античному языческому миру).
Для доказательства бытия Божия Августин пользовался «идеей причастности», исходящей из платоновского положения о реальном существовании «всеобщего» (универсалий), независимо от человеческого ума и от воспринимаемых им единичных вещей. Отдельные, частные истины могут существовать только потому, что они «пичастны» идее истины, то есть истине как таковой.
Мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром; начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть мера движения и изменения.
Огромное значение для всего средневекового христианского мировоззрения имел труд Августина «О граде Божием». В нем Августин сделал попытку охватить с христианской точки зрения всемирно-исторический процесс, поставить историю человечества в тесную связь с планами и намерениями божества.
Согласно Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны «светское» государство — царство греха, зла, дьявола, с другой — христианскую церковь — царство божие на земле. Эти два града, параллельно развиваясь, проходят 6 главных эпох:
от Адама до потопа
от Ноя до Авраама
от Авраама до Давида
от Давида до вавилонского пленения
от Вавилона до Христа
от Христа до Страшного суда
«Патристический» период есть начало многовекового господства религиозной, христианской идеологии в философии и во всей европейской культуре.