История и теория христианского искусства 5 курс, 2007/2008 г.
Цель иконоведения – обучить студентов основам богословия иконы и, более широко, церковного искусства. Икона является своеобразным видом искусства, в котором сочетаются образ, символ и знак. Как собственно церковная дисциплина, иконоведение тесно соприкасается с догматикой, литургикой, каноникой, историей Церкви.
Предметом иконоведения является изучение искусства, сложившегося в рамках Православной Церкви и существующего в течение двух тысяч лет в странах православного региона (Греция, Балканы, Россия, Грузия и др.).
Под иконой понимаются священные изображения, употребляемые в православной богослужебной жизни. В узком смысле иконой называются отдельные священные переносные изображения, употребляемые в Церкви. В более широком смысле к искусству иконы относится изобразительное искусство Церкви, включая храмовые росписи и миниатюру. Как вид искусства, икона соприкасается с архитектурой, живописью, миниатюрой, прикладным искусством, скульптурой, сохраняя при этом свое своеобразие и принципиальное отличие от других видов искусства. Высшие достижения искусства иконы занимают почетное место в мировой культуре.
Иконоведение, как научная дисциплина. Начало научной разработки церковного искусства и зарождение церковной археологии. Иконографическое и эстетическое направления. Начало научной реставрации икон и росписей. Разработка в начале XX в. русскими религиозными мыслителями "иконологии" как богословия иконы. Парижский и советский периоды изучения древнерусского церковного искусства.
Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.
Раннехристианское искусство. Росписи катакомб, их символическое значение. Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб. Ранние христианские апологеты об античном и христианском искусстве. Символика креста.
Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.
Становление канона в церковном искусстве. Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения.
Правила Трулльского Собора об изображениях.
Иконоборчество.
Седьмой Вселенский Собор. Его история и постановления. Торжество Православия.
Св. Иоанн Дамаскин об иконопочитании.
Понятие исихазма и его значение для церковного творчества.
Великие памятники византийского искусства. Синай, Равенна, Константинополь и др.
Домонгольское искусство в Древней Руси.
Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
Великие древнерусские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева.
Иконостас. Его происхождение и развитие. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Системы росписей православного храма.
Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого. Проблема иконографии Бога-Отца.
Упадок церковной культуры в 17 в. «Живоподобие».
Церковное искусство в Синодальный период.
Проблема пространства и времени в церковной живописи. Цветовая символика в церковном искусстве.
Чин освящения икон в требнике. Чудотворность иконы. Икона и картина.
- История и теория христианского искусства 5 курс, 2007/2008 г.
- Вопросы к экзамену
- 2. Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.
- 4. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.
- 5. Становление канона в церковном искусстве. Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения.
- 6. Правила Трулльского Собора об изображениях.
- 7. Иконоборчество.
- 8. Седьмой Вселенский Собор. Его история и постановления. Торжество Православия.
- VII Вселенский собор и содержание догмата об иконопочитании.
- 9. Св. Иоанн Дамаскин об иконопочитании.
- 10. Понятие исихазма и его значение для церковного творчества. (относится к билетам №13, 14 Феофан Грек, андрей рублев)
- 11. Великие памятники византийского искусства. Синай, Равенна, Константинополь и др.
- 12. Домонгольское искусство в Древней Руси.
- 13. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.
- 14. Великие древнерусские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева.
- 15. Иконостас. Его происхождение и развитие. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Системы росписей православного храма.
- 16. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого. Проблема иконографии Бога-Отца.
- 17. Упадок церковной культуры в 17 в. «Живоподобие».
- 18. Церковное искусство в Синодальный период.
- 19. Проблема пространства и времени в церковной живописи. Цветовая символика в церковном искусстве.
- 20. Чин освящения икон в требнике. Чудотворность иконы. Икона и картина.