logo
ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА

История и теория христианского искусства 5 курс, 2007/2008 г.

Цель иконоведения – обучить студентов основам богословия иконы и, более широко, церковного искусства. Икона является своеобразным видом искусства, в котором сочетаются образ, символ и знак. Как собственно церковная дисциплина, иконоведение тесно соприкасается с догматикой, литургикой, каноникой, историей Церкви.

Предметом иконоведения является изучение искусства, сложившегося в рамках Православной Церкви и существующего в течение двух тысяч лет в странах православного региона (Греция, Балканы, Россия, Грузия и др.).

Под иконой понимаются священные изображения, употребляемые в православной богослужебной жизни. В узком смысле иконой называются отдельные священные переносные изображения, употребляемые в Церкви. В более широком смысле к искусству иконы относится изобразительное искусство Церкви, включая храмовые росписи и миниатюру. Как вид искусства, икона соприкасается с архитектурой, живописью, миниатюрой, прикладным искусством, скульптурой, сохраняя при этом свое своеобразие и принципиальное отличие от других видов искусства. Высшие достижения искусства иконы занимают почетное место в мировой культуре.

  1. Иконоведение, как научная дисциплина. Начало научной разработки церковного искусства и зарождение церковной археологии. Иконографическое и эстетическое направления. Начало научной реставрации икон и росписей. Разработка в начале XX в. русскими религиозными мыслителями "иконологии" как богословия иконы. Парижский и советский периоды изучения древнерусского церковного искусства.

  1. Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.

  2. Раннехристианское искусство. Росписи катакомб, их символическое значение. Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб. Ранние христианские апологеты об античном и христианском искусстве. Символика креста.

  3. Взгляды на искусство «великих каппадокийцев» - Василия Великого и Григория Нисского.

  4. Становление канона в церковном искусстве. Послекатакомбный период: параллельные процессы становления церковного искусства, догматики, канонов и богослужения.

  5. Правила Трулльского Собора об изображениях.

  6. Иконоборчество.

  7. Седьмой Вселенский Собор. Его история и постановления. Торжество Православия.

  8. Св. Иоанн Дамаскин об иконопочитании.

  9. Понятие исихазма и его значение для церковного творчества.

  10. Великие памятники византийского искусства. Синай, Равенна, Константинополь и др.

  11. Домонгольское искусство в Древней Руси.

  12. Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.

  13. Великие древнерусские иконописцы: преп. Андрей Рублев, Дионисий. Икона Св. Троицы преп. Андрея Рублева.

  14. Иконостас. Его происхождение и развитие. Типология икон в связи с их участием в богослужении. Системы росписей православного храма.

  15. Вопросы церковного искусства на Стоглавом Соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого. Проблема иконографии Бога-Отца.

  16. Упадок церковной культуры в 17 в. «Живоподобие».

  17. Церковное искусство в Синодальный период.

  18. Проблема пространства и времени в церковной живописи. Цветовая символика в церковном искусстве.

  19. Чин освящения икон в требнике. Чудотворность иконы. Икона и картина.