3.2. Христиане в языческом государстве
Совершенно не обосновано то мнение, что все язычники были плохими людьми и крайне негативно относились к христианам. Даже Тертуллиан, заинтересованный в том, чтобы христиане не соприкасались с язычниками признается: «Есть и такие язычники, которые всячески поддерживают христиан» (К жене, II, 5). Последующие слова: «тем хуже. Язычники не должны знать о наших добрых делах» (Там же) выдают в нем подчеркнутый выше субъективизм.
Но также про христиан ходили неподтвержденные обидные слухи, вроде того, что во время Евхаристии происходят ужасные злодеяния и проливается настоящая кровь (О зрелищах, 19); (К жене, II, 4).
Не менее простым было и отношение христиан к язычникам. С одной стороны, как уже отмечалось выше, христиане были тесно связаны с языческой империей. С другой, - официальной религией (если можно так выразиться) в Римской империи было язычество, которое постоянно вступало в конфликт с христианством: «Ведь мы не едим мяса и жертв, посвящаемых тем и другим (умершим и богам), потому что не можем участвовать и в трапезе Бога, и в трапезе бесов» (О зрелищах, 13). Еще более ярко это выражено в обращении Тертуллиана к мученикам: «Здесь ты не видишь ложных богов, не встречаешь их изображений, не присутствуешь на языческих празднествах, не вдыхаешь нечистые запахи ладана, не слышишь рева зрителей в цирке и театре, не видишь жестокости гладиаторов и бесстыдства мимов» (там же, 14). С тем, что христиане не могли полностью игнорировать языческое государство соглашается и сам Тертуллиан: «Раб Божий без всякого ущерба для веры может входить не только в места, где устраиваются зрелища, но даже в языческие храмы, если только он эти места посещает не с той целью, для которой они созданы. Иначе где и как жить христианам?» (О зрелищах, 8).
Этим риторическим вопросом, на который нет однозначного ответа, поскольку в своей повседневной жизни христиане со всех сторон были окружены язычниками, закончим нашу работу. Однако главное в христианине – его внутреннее устроение, формирующее христианский быт.
Заключение
Итак, подведём итоги работы. Для того, чтобы восстановить картину быта первых христиан в языческом окружении, было поставлено три задачи, которые соответствовали главам работы. Основные результаты и выводы следующие:
1. По первой задаче:
• Личная жизнь христианина была заполнена молитвой, совершаемой постоянно (умное делание). Для неё также были установлены определённые часы.
• Среди христиан были распространены суеверные обычаи, что являлось следствием большого числа новообращённых, привносивших свои языческие обряды, может быть, по-другому их осмысливая.
• Неотъемлемой частью христианского быта был пост, совершаемый каждым христианином в разное время. Помимо этого, был и установленный для всех пост в день Светлого Христова Воскресения.
2. По второй задаче:
• В христианской семье супруги молились как по отдельности (ночные молитвы), так и вместе.
• Перед каждым приёмом пищи съедался хлеб, что определённо имело сакральный смысл, но отождествить его со Св. Причастием затруднительно.
• Христианам часто приходилось встречать сопротивление со стороны близких-язычников в исполнении своих повседневных христианских обязанностей. Особенно тяжёлым в этом плане было положение жены-христианки в доме мужа-язычника.
• Браки заключались не только между христианами, но и между христианами и язычниками, что говорит о тесной связи между ними.
• По поводу вторых браков отсутствовали какие-либо запреты, что отразилось и на христианском быте.
• Были в христианских семьях и рабы, находившиеся в положении слуг.
- Глава I. Быт христианина
- 1.1. Молитвенная жизнь
- 1.2. Суеверия
- 1.3. Пост
- Глава II. Быт семейный.
- 2.1. Полноценная христианская семья
- 2.2. Второй брак
- 2.3. Браки между христианами и язычниками
- 2.4. Рабы в христианской семье
- Глава III. Быт общины
- 3.1. Внутренняя жизнь общины
- 3.2. Христиане в языческом государстве
- 3. По третьей задаче: