1.1. Молитвенная жизнь
Молитва как общение человека с Богом занимала (и занимает) в христианской жизни одно из главных мест. Ее основные функции кратко и лаконично сформулированы самим Тертуллианом: «Молитва - оплот веры, наш щит и меч против подстерегающего повсюду врага» (О молитве, 29).
На формальный, но, с бытовой точки зрения, интересный вопрос: как молиться? – мы находим ответ в трактате «О молитве»: «Молиться тайно… небольшим количеством слов» (О молитве, 1), «Восхвалять Бога во всяком месте и во всякое время» (Там же, 3), «Со смирением и уничижением – не воздевая рук как можно выше, а воздевая их умеренно и благоговейно» (Там же, 17) и в мире со всеми (Там же, 11). Судя по всему у некоторых было обыкновение (затрагивающее свободу других людей) громко молиться (Там же, 17).
Там же мы находим и указания о времени молитвы: «третий, шестой и девятый» (Там же, 25) часы (по-нынешнему – 9 часов утра, полдень и 3 часа дня. Помимо этого надлежало молиться «при наступлении дня и ночи» (Там же, 25) и вообще всякому делу – омовению, принятию пищи, предпосылать молитву (там же). Из вышесказанного видно, что молитва наполняла собой весь строй жизни христианина.
- Глава I. Быт христианина
- 1.1. Молитвенная жизнь
- 1.2. Суеверия
- 1.3. Пост
- Глава II. Быт семейный.
- 2.1. Полноценная христианская семья
- 2.2. Второй брак
- 2.3. Браки между христианами и язычниками
- 2.4. Рабы в христианской семье
- Глава III. Быт общины
- 3.1. Внутренняя жизнь общины
- 3.2. Христиане в языческом государстве
- 3. По третьей задаче: