2.4. Рабы в христианской семье
Большой интерес с бытовой точки зрения представляет положение рабов в христианских семьях. На наш взгляд, совершенно неверны мнения, что в христианстве есть социальное и экономическое равенство. Его нет и не может быть, потому что наш мир создан иерархичным, где младшие подчиняются старшим, а те, в свою очередь, - Богу. Также устроен и мир невидимый, ангельский. Автор опасается, что его назовут сторонником рабовладения, но факт остается фактом: во времена первых христиан (да и не только тогда) христиане имели рабов. Другое дело, что они воспринимались как члены семьи. Призыв апостола Павла: «рабы, повинуйтесь Господам своим» и «Господа, поступайте с ними также, умеряя строгость..»(Ефес, 6; 5, 9)был актуален для всех христиан.
Также относится к рабовладению и Тертуллиан: «Как счастлив тот раб, исправлением которого занимается сам господин, кого он удостаивает своего гнева, кого не обманывает, скрывая вразумление!» (О терпении, 11). Присутствие института рабства в среде ранних христиан (и отсуствтие его в наше время) во многом свидетельствует о социально-экономической неотделимости «Малого стада» (Лк.12; 32) от государства. Фраза Тертуллиана «какой раб, после того, как вышел из рабства на свободу, будет вменять себе в вину свое воровство и свои побеги»… (О покаянии), также передает нам интересные мелкие бытовые подробности.
Подводя итог исследованию быта христианской семьи можно сделать следующие выводы:
• наряду со случаями обращения в христианство целых семей (описанных в Деяниях Св. Апостолов) бывали случаи обращения одного из ее членов (мужа или жены);
• в христианской семье, помимо личных ночных молитв, были и общие, в которых участвовали муж и жена;
• в случае, когда в языческой семье жена – христианка, возникали своего рода конфликты и слабому полу приходилось испытывать большие трудности в исполнении своих христианских обязанностей;
* у первых христиан встречались случаи заключения браков с язычниками. Это свидетельствует о том, что христиане ощущали себя частью римской империи, а радикальные настроения были распространены в многочисленных сектах, одной из которых являлся монтанизм;
* в христианской среде был в практике и второй брак, по снисхождению к людским немощам;
* также в первые века у христиан было распространено рабовладение, причем рабы воспринимались как члены семьи, по повелению апостола Павла.
- Глава I. Быт христианина
- 1.1. Молитвенная жизнь
- 1.2. Суеверия
- 1.3. Пост
- Глава II. Быт семейный.
- 2.1. Полноценная христианская семья
- 2.2. Второй брак
- 2.3. Браки между христианами и язычниками
- 2.4. Рабы в христианской семье
- Глава III. Быт общины
- 3.1. Внутренняя жизнь общины
- 3.2. Христиане в языческом государстве
- 3. По третьей задаче: