8. Множественность видов и единство культуры.
Восточные культуры – одни из самых древних на земле.(Шумерская, вавилонская, аккадская). Типические черты восточных культур: повышенный традиционализм, медленные темпы развития, наличие неклассического рабства, долгое сохранение прочных внутриобщинных связей и норм жизни, наличие деспотических форм правления. Эти общие черты проявляются в многоликости и разнообразии локальных особенностей культуры той или иной страны. Христианская культура – господствующая система мировоззрения, к-рая объединяет различные страны и народы, отвлекаясь от их локальной специфики. Всеобъемлющее влияние христианской культуры обусловлено ее универсальностью, не ограниченной политическими или этническими рамками, ее гуманистическим потенциалом, обращенностью к человеку как историческому субъекту, страдающей личности, носителю ответственности перед Божественным Абсолютом, требованием активного индивидуального духовного творчества человека. Кроме того, идеология христианства содержала идею спасения мира, основанную на гуманистических, нравственных и социальных ценностях, на идеалах любви, добра, справедливости, равенства, братства. Вместе с тем многообразные формы культуры, как бы ни были они разительно похожи друг на друга, являются порождением одного и того же корня, тождественны в своей сущности как способы единой человеческой деятельности. Это издавна понимали многие проницательные исследователи культуры. Еще Э. Тейлор, подходя к сравнительному изучению отличающихся друг от друга культурных форм, подчеркивал, что «характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившее итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». Он справедливо полагал, что любой этнографический музей показывает наглядно черты единства, совпадения в предметах материальной культуры и способах деятельности независимо от хронологической и географической отдаленности. Это и дает возможность, по его мнению, поставить рядом обитателей озерных жилищ древней Швейцарии с ацтеками, североамериканских оджибве с южноафриканскими зулусами, а английского земледельца со среднеафриканским негром. Неделимость мира, единство мировой культуры, общность культурного богатства человечества признавались всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры.
- 1. Человек в мире культуры
- 2. Культура как формирование и реализация сущностных сил человека.
- 10. Основные функции культуры в обществе.
- 12. Культура и цивилизация.
- 3. Общечеловеческое и социально-классовое в культуре.
- 5. Культура как средство социализации человека.
- 7. Культура и природа: диалектика взаимодействия.
- 8. Множественность видов и единство культуры.
- 9. Основные элементы культуры: ценности, нормы, учреждения
- 10. Основные функции культуры в обществе.
- 13. Закономерности развития культуры.
- 14. Художественная культура как сфера предпринимательской деятельности.
- 15. Образ предпринимателя в художественной культуре России.
- 17. Культурная среда и основные типы памятников культуры.
- 18. Состояние и охрана памятников культуры в ссср и в современной России
- 20.Художественный образ как специфическое средство воссоздания действительности.
- 21. Социальные функции искусства в обществе.
- 22. Искусство и жизнь
- 23. Место и роль религии в системе культуры.
- 24. Становление и развитие культуры в первобытно-общинном обществе
- 26. Экспрессионизм и сюрреализм как выражение потерянности человека в мире.(Кафка, Дали)
- 27. Экзистенциализм в искусстве.
- 32. Мифология и ее роль в развитии человеческой культуры
- 29. Мифология поп-арта
- 30,31. Массовая культура 20 век.
- 33. Библия как памятник культуры.
- 37. Концепция циклического развития культурно-исторических типов Данилевского.
- 38. Шпенглер о культуре и цивилизации в книге «Закат Европы»