logo
экзамен

Вавилонский плен

Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иудаизма после плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, т.н. литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, религиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена и после него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и он трансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную на вере общину, членом которой мог стать представитель любого народа. Национальные идеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Эту концепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот), символизирующие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу.

Сектантское движение

Во времена арабского владычества (638 – 1099 гг.) в иудаизме выделяется сектантское движение, получившее название секты караимов. Караимы отвергают, в отличие от сторонников традиционной религии — раббанитов, чей-либо авторитет в вопросах толкования Священных книг. Они считают, что задачей каждого иудея является постижение Торы только собственным разумением и велением совести. Основоположник этого религиозного учения Анан бен Давид говорил: "Старайтесь сами постигнуть учение и не полагайтесь на мое мнение".

История послехрамового раввинистического иудаизма

Вехи:

  1. 1-я иудейская война поднята зелотами, раввины не поддержали.

  2. Осада Иерусалима. Разрушение храма в 70 г н.э.

  3. Йоханан Бен Закай собирает синедрион в Ямне (Явне) без саддукеев и священников, а одни фарисеи.

  4. В 70-е года начинается создание талмуда.

  5. Зелоты поднимают снова мятеж, его поддерживают раввины (учителя) 2-я иудейская война.

  6. Рабе Акиба в 132 году признал мессией Бар Кохбу (Сын звезды).

  7. Иерусалим разрушен в 133 году.

  8. 136 г. - пала последняя крепость Мосада. Иудаизм запрещен.

  9. К концу II века патриарх синедриона получает от римлян титул этнарха.

  10. Культурно-религиозная автономия евреев в Палестине.

  11. К концу IV века центр иудаизма перемещается из палестины в Персию, где к началу VI века заканчивается формирование вавилонского талмуда.

  12. В VII веке арабы-мусульмане захватывают территории Персии и ромейской империи. Халиф Омар берет Иерусалим. У евреев «гаон» - князь в Багдаде.

  13. В VIII веке в Багдаде восстание еврейской бедноты против гаона и халифа, восстало около 10000 евреев их поддержала другая беднота, глава Абу Иса.

  14. Анан Бен Давид основал секту Караимов.

  1. Признавать только писание, все верующие равны. Толковали как саддукеи, отвергли учение о миссии, о воскресении мертвых, о существовании Души после смерти. Соблюдение заповедей строже, чем фарисеи. Распростронение по всем диаспорам, попали в Польше и Россию осели в Литве и в Крыму. Не преследовались фашистами.

  2. В халифате тоже смена династий. Халифат распался на различные эмираты. Кордовский эмират выделился в отдельное государствово в VIII веке, либеральные законы по отношению к евреям за помощь в завоевании Испании, им даже доверяли государственные должности. Из багдадского халифата цивилизованное еврейство перемещается в Испанию.

  3. Евреи расселяются в Европе при Карле великом, роль финансистов.

  4. Случаются изгнания евреев, когда короли не могут отдать свои долги Франция, Англия.

  5. Германия, во время чумы погромы евреев за распространения чумы, и евреи ушли в Польшу.

  6. В XV веке попытки крещения испанских евреев (Торквемада) вызвали их эмиграцию в Голландию, Италию, Палестину и Галилею, где властвовали турки.

  7. В XVI веке центр оказался в турецкой империи, и только в XVII веке начался отток в Польшу (стали там управляющими имений).

  8. Затем в России, черта оседлости, криминализация – Одесса. Кагальные поборы.

  9. С XVIII века процесс эмансипации евреев в Европе (Германия и т.д.), разрушение кагала, движение просвещение – Гаскала. Моисей Мендельсон предлагал евреям выйти из своих гетто и активнее внедряться в окружающий мир, становиться полезными европейскому обществу, одежду, патриотизм, реформировать иудаизм наподобие протестантизма.

  10. В XIX веке Израиль Якобсон начал движение реформации иудаизма. Напряжение между синагогами возросло, декларация во Франкфурте на Майне. Раскол. С перемещением центра иудаизма в США возрастает движение реформ, на съезде в Пицбурге новая декларация: иудаизм можно принять всем, суббота заменяется воскресением, название этический монотеизм. После конгресса противники декларации отделились – консервативный иудаизм – раввин Френкель.

  11. На территории российской империи возникает ультра-ортодоксальный – хасидизм.

  12. В конце XIX века в Германии возникает атеистическое течение иудаизма – сионизм – Теодор Герцль. Социалистическое государство в Палестине – царство Божие, мессианство евреев – пример коммунизма всему миру. В начале 20 века первая волна выезда в Палестину. Языки разные в Палестине - ладино, приехавшие на - идишь. Коммуны совместного проживания – кибуцы. Переселенцев со временем убили арабы. Только после II Мировой Войны в 1948 году создано еврейское гос-во в Палестине. Ортодоксы постепенно признали Израиль как выпрямление путей для миссии.

  13. К началу XX века началась волна экономического переселения в Америку. Сейчас в Нью-Йорке 6 млн. евреев.

  14. В XX веке появился женский раввинат, браки содомитов в реформатском направлении.