logo
Верования в Китае

IV. ИСЛАМ

По некоторым сведениям, ислам появился в Китае в 651 году во время правления танского императора Гаоцзуна и был привнесен торговцами из Персии и Аравии. Сухопутные тракты, используемые торговцами и дипломатами, проходили через Персию и Афганистан на северо-запад Китая. Морские пути начинались в Арабском море, проходили через Бенгальский залив и пролив Малакка, прежде чем достигнуть китайских портов - Гуанчжоу, Цюань-чжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Большиснвто арабских и персидских торговцев осели в Китае, женившись на китаянках. Их потомки и стали первыми китайскими мусульманами. Процесс усвоения ислама был долгим, и распространялось это вероучение в основном среди неханьского населения.

Влияние новой религии несколько возросло во время западных военных походов Чингисхана в начале XIII в., когда в Китае появилось большое количество мусульман, рекрутированных из Центральной и Западной Азии. Эти мусульманские солдаты (некоторые из них были ремесленниками и мелкими чиновниками) распространяли ислам.

В эпоху Юань (1271-1368 гг.) по всей стране были построены мечети: мусульмане занимали правительственные должности на разных уровнях. В декретах эпох Мин и Цинн ислам получил государственное признание и стал процветать в Китае. Знаменитый мореплаватель эпохи Мин (1368-1644 гг.) Чжэн Хэ и некоторые его спутники также были мусульманами. С эпохи Цинн (1644-1911 гг.) ислам служил опорой для идеологов движений, направленных на освобождение из-под власти китайских императоров исповедовавшего ислам неханьского населения Синьцзяна, территорий современного Нинся-Хуэйского автономного района, провинцией Ганьсу и Юнь-нань, где в основном и селились общины кутайцев-мусульман. Китайские мусульмане - в большинстве сунниты, ориентирующиеся на ханафитское право (мазхаб); есть представители и других течений. В наши дни число китайских мусульман составляет около 14 миллионов человек. Ислам распространен среди 10 национальных меньшинств: хуэй, уйгуров, казахов, татар, киргизов, таджиков, узбеков, дунсянов, саларов и баоань. Большинство представителей национальных меньшинств, исповедующих ислам, проживают в северо-западной части страны на территории автономных районов, только хуэйцы расселены по всей территории КНР.

Мусульмане в новом Китае пользуются такой же свободой вероисповедания, как и приверженцы других религий. В начале 1952 г. мусульманские лидеры Бурхан, Депушен, Макиен и Пан Шицянь создали Китайскую исламскую ассоциацию - национальную организацию китайских мусульман. В мае 1953 г. она была утверждена на 1-й исламской конференции в Пекине. Ее председателем на протяжении 3 сроков был Бурхан. Когда его избрали почетным председателем, председательство перешло к Чжан Цзе. Организация имеет местные отделения по всей стране.

В апреле 1955 г. при ассоциации был основан исламский теологический институт, в стенах которого прошло подготовку немало мусульманских священнослужителей и имамов. Ассоциация также способствует исследованиям в области истории мусульманства и теологии, организует переиздания Корана и мусульманских классиков. В 1957 г. начал публиковаться журнал ассоциации «Мусульманство в Китае».

В стране уважают и традиции мусульман. Особые потребности мусульман в пище, похоронные церемонии, соблюдение религиозных обрядов находятся под охраной народного правительства.

Каждый год Китайская исламская ассоциация организует группы мусульман для совершения паломничества в Мекку. На протяжении многих лет в Китай по приглашению Китайской исламской ассоциации приезжают известные мусульманские лидеры и ученые; члены ассоциации также посетили в качестве гостей многие мусульманские страны. Делегации Китайской исламской ассоциации принимали участие в работе международных конгрессов. Такие контакты способствуют взаимопониманию и дружбе между китайским народом и народами различных мусульманских стран.