logo
Верования в Китае

II. ДАОСИЗМ

Основатель даосской философской школы полулегендарный Лао-цзы, по преданию, жил в VI в. до н.э. и был старшим современником Конфуция. Однако приписываемая ему книга «Дао дэ цзин» («Книга о Дао (пути) и дэ (добродетели)») была написана не ранее IV в. до н.э. В этой книге выдвигается совершенно новый принцип управления государством - принцип «недеяния». Чем меньше правитель вмешивается вдела страны, тем лучше, а в идеале он не должен вмешиваться в них вообще, и тогда вернется «золотой век» прошлого, когда еще не было цивилизации, но и не было насилия над людьми.

«Пусть государство будет маленьким, а население редким, - говорится в «Дао дэ цзин». - Если в государстве имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко от своих мест. Если в государстве имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его еда будет вкусной, одеяние красивым, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости и смерти не посещают друг друга».

Даосы чутко уловили связь между появлением «роскоши», т.е. прибавочного продукта, и появлением эксплуатации человека человеком и разорительных войн. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты, - говорится в «Дао дэ цзин». - Знать одевается в роскошные ткани, носит острые мечи, не удовлетворяется обычной пищей и накапливает излишние богатства. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением Дао (правильного, нормального пути развития общества и Вселенной)».

В противовес конфуцианскому «благородному человеку» (цзюнь цзы) Чжуан-цзы-даосский философ IV в. до н.э. создал образ «настоящего человека». Это человек из народа, как правило стоящий в самом низу социальной лестницы, нищий, часто изуродованный палачами, но полный внутреннего достоинства. Он с величайшим презрением относится и к царю, и к его вельможам и отвергает всякое сотрудничество с властями. Его идеал - спокойная жизнь вдали от цивилизации, на лоне природы, фактически слияние с ней. «Настоящий человек» Чжуан-цзы пассивен. Он отвергает классовое государство, но не борется с ним. Однако именно из даооской школы вышли идеологи крестьянского восстания, потрясшего Китайскую империю во II в. н.э.

Последовательно отвергая все институты современной им цивилизации, ранние даосы отвергали религию. Так, философ Ян Чжу (395-335 гг. до н.э.), получивший прозвище безбожника, решительно отрицал загробную жизнь, культ предков, религиозные церемонии. «При жизни отличаются друг от друга умные и глупые, знатные и низкие, - писал он, - в смерти же одинаковы тем, что все смердят и разлагаются; гниют и исчезают». Именно в даосской школе впервые в Китае сложилась материалистическая мировоззренческая система. Отвергая божественное Небо, даосы источником всего считали Дао, которое в их представлении было изначальной бескачественной материальной субстанцией и порождало все вещи. Вещи же состояли из мельчайших «семян», которые можно отождествлять с атомами. Даосы рассматривали смерть как перегруппировку этих семян, так что человек или часть его становился, скажем, крылом ласточки или печенью зайца. Чжуан-цзы также разработал свою теорию происхождения человека из более низких биологических видов. Человек, по его мнению, произошел от лошади.

Расцвет учения даосов знаменует собой высшую точку идеологической борьбы в Китае. В последующие века, когда оказалось, что классовое общество, которое они отрицали, продолжает существовать, в даосской школе начинают преобладать мистические течения, а ее мудрецы сосредотачиваются на поисках личного бессмертия. Достижение индивидуального бессмертия делало даосизм привлекательным для власти.

Согласно даосизму, основой мирового порядка является «Дао» - путь, которому следует небо, звезды, планеты, неживые предметы и живые существа. Все несчастья в жизни происходят от попыток уклониться от предначертаний. Последователи даосизма поклоняются духам, верят в то, что люди путем самосовершенствования становятся долговечными, обладающими вечной молодостью святыми. В эпохи Мин и Цинн влияние даосизма стало постепенно ослабевать, однако среди части населения и до сих пор еще не совсем исчезло.

В настоящее время даосизм в КНР находится в ведении Китайской даосской ассоциации, образованной в апреле 1957 на Первом конгрессе даосизма. Официальным центром даосизма считается монастырь Белого облака в Пекине.

Одним из первых не китайских религиозных учений, проникнувших на территорию Китая был буддизм, который оказал большое влияние на мировоззрение китайцев.