logo
Верования в Китае

V. КАТОЛИЧЕСТВО

В 635 г. во время правления танского императора Тайцзуна в провинции Шэньси появились члены христианской секты, известные как несторианцы. Созданная ими церковь процветала более 200 лет, но затем была предана забвению. В 1245 г. в Китай прибыли итальянские и французские миссионеры. Религию, которую они исповедовали, китайцы назвали еливень. Как и ее предшественница, она через некоторое время исчезла. В 1582 г.в Китай приехал итальянский иезуит Маттео Риччи. В 1601 г. он попал в Пекин. Среди подарков, преподнесенных им минскому императору Шэньцзуну, было несколько часов с боем. Вскоре он стал другом Сгой Гуанци, министра церемоний при минском дворе. Распространяя католическое учение, Риччи одновременно знакомил китайцев с западной астрономией, математикой, методами составления календарей. Император Шэньцзун разрешил ему построить в Пекине католическую церковь, и с этого момента начался наплыв в Китай западных миссионеров.

Считается, что к концу правления династии Мин в Китае было уже около 40 тысяч католиков. В первые годы правления династии Цинн их число возросло почти до 300 тысяч. Цинский двор был недоволен все возрастающим влиянием иностранной церкви и объявил католичество вне закона. В результате число католиков в стране к концу XVIII в. уменьшилось до 200 тысяч. В 1840 г. после первой «опиумной» войны цинское правительство было вынуждено снять запрет на католичество. Иностранным миссионерам разрешалось распространять в Китае свою религию и строить церкви. Но поскольку эти миссионеры иногда силой отнимали у китайцев земли, вмешивались в дела властей, запугивали народ, они стали мишенями вспышек общественного гнева. Лишь после революции 1911 г. развитие католичества в стране получило новый импульс.

В старом Китае католическая церковь находилась в зависимости от миссионерского отдела Ватикана, ведающего церковью в колониях. Китайские священнослужители находились в бесправном положении. Епископов и архиепископов среди китайцев было совсем немного.

Христианство исповедует незначительная часть населения национальностей хань, ий, мяо, а также некоторые национальные меньшинства, живущие в провинции Юньнань. Часть проживающих в КНР русских и эвенков исповедуют православие. В XVIII в. в Пекине была открыта русская православная духовная миссия, которая сыграла важную роль в развитии русско-китайских контактов.

Помимо трех основных религиозно-философских учений - конфуцианства, даосизма и буддизма, а также двух других мировых религий, в Китае существовали сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире. Эти исконно китайские представления рассмотрены далее.