1.2 Вера, как обязательный шаг на пути к покаянию
Истинное покаяние невозможно без веры. Автор послания к Евр.11:6; пишет: "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает".
В понимании некоторых, покаяние, может быть без веры, но тогда оно не имеет ничего общего с тем, о чем говорил Иисус Христос. К сожалению, многие слова, которые изначально вышли из Библии, для некоторых сегодня утратили свой подлинный смысл. Люди сегодня говорят много слов - наподобие: "Я верю в Бога". Но то, что они под этим понимают, чаще всего расходится с тем, что по этому поводу говорит Божье Слово. То же самое произошло и со словом "покаяние". Человек не может испытать подлинного покаяния без спасительной веры и не можете иметь спасительной веры без подлинного покаяния. Но что, же такое спасительная вера? И чем она отличается от общепринятого, столь привычного для слуха каждого человека слова? В Послании Иакова 2:19; указывается на это различие: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут". Чтобы иметь спасительную веру, нам нужно больше, чем просто согласие на уровне разума. Даже бесы имеют эту способность и от этого трепещут. Бесы веруют, но они не доверяют Богу. И в этом кроется принципиальная разница. Такая вера не является спасительной. "Спасительная вера, это зависимое положение человека по отношению к Богу и обозначается тремя словами: "вера", "убежденность" и "доверие". В современном языке слово "убежденность" часто используется только применительно к согласию на уровне разума. Слово "вера" иногда путают с позитивным мышлением, поэтому "доверие", возможно, больше всего подходит для описания библейской веры в Бога. Где бы вы ни встретили в Писании слово "вера", вы можете заменить его словом "доверие". Например, фраза: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься" Деян.16:31; читалась бы так: "Доверяй Господу Иисусу Христу, и спасешься". Поэтому, когда мы говорим о вере, как о первом и необходимом шаге на пути к истинному покаянию, мы имеем в виду именно спасительную веру в Бога.
Сперджен не отделял веру от покаяния, это видно из его рассуждений на эту тему: "Вера и покаяние - две спицы одного и того же колеса, две рукоятки плуга. Сердце, сокрушающееся о своих грехах, порвавшее с ними всякую связь, вот подходящая картина для описания покаяния".
Покаяние и веру можно сравнить с двумя крыльями, помогающими человеку достичь Неба. Как тепло и влага способствуют жизни в естественном мире, так вера и покаяние поддерживают духовную жизнь христианина. Это два величайшие дара, данные Богом в жизни всякого верующего. О том, что вера является даром от Бога, мы можем увидеть в Послании к Ефесянам Павел пишет о том, что Бог богатый милостью спасает грешников благодатью, через веру, которые в свою очередь являются подарком от Него. Еф.2:4-5; Мак Артур в своём комментарии на послание к Ефесянам сказал следующее:
"Вера является нашей реакцией на спасение, но она не от нас, но Божий дар. Не от наших усилий и способностей. Во-первых, мы не обладаем достаточными усилиями и способностями. И более того, Бог не желает, чтобы мы полагались на себя, даже, если бы они у нас и были. Иначе спасение произошло бы частично от наших дел и мы имели бы основание хвалиться собою. Павел старается особенным образом подчеркнуть ту мысль, что даже вера не является нашей заслугой, а Божьим даром".
Сперджен писал: "Покаяние поистине такое же дело благодати, как жертва примирения, которою уничтожается грех. Спасение совершается исключительно по благодати. Святой Дух обличает нас во грехе, и мы сами должны каяться, иначе мы не спасемся от власти греха. Мы каемся с полного согласия нашего духа. Воля, склонности, чувства - все действуют согласно в благодатном деле покаяния. И все-таки за всем тем, что мы делаем, находится тайное, святое влияние, размягчающее сердце, дающее сокрушение и производящее перемену в нас. Дух Божий освещает нас, и мы начинаем понимать, что такое грех. Он вселяет в нас отвращение ко греху, направляет нас к святости, так что мы начинаем ценить и любить ее всем сердцем и желаем ею обладать. Таким образом, Он дает нам толчок к святости и ведет от одной ступени к другой. Дух Божий производит в нас хотение и действие по Своему благоволению. Склонимся же перед Ним, чтобы Он нас привел к Иисусу Христу, Который дает нам Свое благословение: в покаянии и прощении по богатству Своей благодати. "Благодатью вы спасены". Поэтому покаяние через веру - это чистая евангельская благодать. Это Божий подарок людям. Апостол Павел в послании к Ефесянам во 2 главе подтверждает этот факт: "Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился".
Итак, мы обнаруживаем то, что вера является даром от Господа, но важно или даже необходимо упомянуть по средством или с помощью чего вера приходит в жизнь человека? И в этом смысле мы просто обязаны подчеркнуть исключительную роль Божьего откровения, Библии в вопросе обретения человеком веры. Апостол Павел утверждает что: "Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего", Рим.10:17; В Деян. 2:37; мы читаем: "Слыша это, они умилились сердцем". Проповедуемое слово - это двигатель, который Бог использует, чтобы произвести покаяние в человеческом сознании. Оно сравнивается с молотом и огнем Иер.23:29; "Слово Мое, не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?", молот разбивает, а огонь расплавляет сердце. Вот так действует Божье Слово в сердце человека для одних это возможность умилиться сердцем, для других это повод убояться Могучего Бога, для третьих наконец-то увидеть истину. Но в любом случае важно понять то, что Слово Божие никого не может оставить равнодушным и оно обязательно произведёт определённую работу в сердце грешного человека. Бог провозглашает устами Своего пророка Ис.55:10; "Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его". Какое великое благословение, что это Слово, полное такой силы, распространяется и производит свою сверхъестественную работу в сердцах и умах людей. Жаль, что не на всех слышавших это Слово, Оно производит благословенное, спасительное воздействие, ибо будут те, кто отвергнет Его. 1Кор.1:18; "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия".
Итак, - "вера приходит от слышания, а слышание от Слова Божьего", говорит нам в Рим.10:17; Апостол Павел. Когда в жизнь человека приходит Божье Слово при содействии Святого Духа Божьего и находит отклик в его жизни, приходит и спасительная вера, которая начинает расти и преумножаться в сердце уже уверовавшего, производя удивительные метаморфозы.
Причём вера по мнению того же Сперджена это не только то, что является подарком от Бога, но и постоянное желание преображаться через покаяние и веру в образ Иисуса Христа, а так же является Божьим благословением для всякого пришедшего к Богу. В частности он сказал:
"Я думаю, что когда вера в нас достигнет того совершенства, что мы нисколько не будем сомневаться в том, что кровь Иисуса Христа омыла нас и сделала белее снега, то покаяние достигнет в нас наивысшей степени. Чувства покаяние способно увеличиваться с ростом веры. Покаяние - дело не нескольких дней или недель, не временное чувство угрызений совести, с которым как можно скорее необходимо покончить. Нет, покаяние - это благословенный дар на целую жизнь, так же, как и вера. Покаяние не истинно, если оно происходит не от веры, и, наоборот, и вера в Иисуса Христа не истинна, если она не связана с покаянием".
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Библейское определение истинного покаяние.
- 1. Библейское определение истинного покаяния
- 1.1 Определение термина покаяние
- 1.2 Вера, как обязательный шаг на пути к покаянию
- 1.3 Объективные причины для покаяния
- 1.4 Покаяние, как освобождения от последствий "первородного греха"
- 1.5 Покаяние, как изменение образа мышления
- 1.6 Покаяние как сокрушение сердца
- 2. Учение о покаянии в Ветхозаветный период истории.
- 3. Учение о покаянии в Новозаветный период истории.
- 4. Необходимость правильного понимания учения о покаянии в современной Церкви.