logo
Основные истинны хр-ой веры

ПОКАЯНИЕ

Первое предсказание Иоанна Крестителя, провозвестника Иисуса: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Этот призыв к покаянию был отчаянным воззванием к грешникам. Ни один нераскаянный не войдет в Царство Божие. Покаяние есть необходимое предварительное условие для спасения.

Покаяние в его библейском смысле означает «перемену сознания». И это не просто изменение каких-то второстепенных взглядов, но коренной переворот всей жизни человека. Это полное отвержение греха и обращение ко Христу.

Покаяние не является причиной духовного возрождения; оно – результат, или плод возрождения. Хотя покаяние приходит с возрождением, на этом оно не заканчивается, но длится и повторяется на протяжении всей жизни христианина. Мы продолжаем грешить, а потому призваны каяться, когда Святой Дух убеждает нас в том, что мы согрешили.

Богословы различают два вида покаяния. Первое – attritio – иллюзорное, или ложное покаяние. Признаками его бывают угрызения совести, вызванные страхом наказания или угрозы потерять благословение. Мамы и папы хорошо знают этот вид раскаяния, когда ребенок, пойманный за руку при попытке стянуть печенье, хнычет, предвидя родительскую взбучку: «Пожалуйста, не шлепай, я больше не буду!» Подобные мольбы, подкрепленные крокодиловыми слезами, обыкновенно не являются свидетельством искренних упреков совести за скверный поступок. Такое раскаяние выказывал в свое время Исав (Бытие 27:3046). Не о грехе своем он сожалел, а о том, что лишился положенного ему по праву первородства. Итак, в основе иллюзорного покаяния лежит попытка забронировать себе обратный билет из ада или избежать какого-то иного наказания.

Contritio – искреннее раскаяние – есть покаяние истинное и богоугодное. Это – подлинное покаяние, то есть глубокое сожаление грешника о том, что он оскорбил Бога. Искренне кающийся человек откровенно и полностью исповедуется в своих грехах, не пытаясь искать для себя извинений или оправданий. Это признание своей греховности идет рука об руку с готовностью возместить нанесенный таким образом ущерб, как только это станет возможным, и с решимостью раз и навсегда отвратиться от греха. Такой дух раскаяния являет Давид в псалме 50: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня… Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 51:12, 19).

Когда покаяние приносится Богу в духе искренности, Он обещает нам прощение и примирение с Собой: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).

Библейские стихи для размышления:

Иезекииль 18:30-32

Луки 24:46-47 Деяния 20:17-21

Римлянам 2:4 2 Коринфянам 7:8-12

Заключение: