logo
Библейское учение об истинном покаянии

1.3 Объективные причины для покаяния

В этом разделе, мы рассмотрим объективные причины для покаяния. Мы перечислим лишь некоторые из существующих, потому как объём диплома не позволяет нам сделать это, к тому же это не основная тема нашего исследования.

Грех - это оскорбление и возмущение против Святого Бога

Первой и самой основной причиной для покаяния, безусловно, является наличие греха в мире, обществе и непосредственно в сердце каждого человека. "Библейские авторы дают ясно понять, что грех носит характер всемирной катастрофы. "Нет человека, который не грешил бы", - сказал Соломон в добавление к своей великой молитве при посвящении Храма. "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы", - добавляет проповедник в книге Екклесиаста. Многие псалмы оплакивают всеобщность человеческого греха. Псалмопевец в Пс.13, описывает безбожника, как "безумца", и дает пессимистическое описание человеческого зла, он пишет: "Они развратились, совершили гнусные дела, нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; Нет делающего добро, нет ни одного". И.В. Каргель описывая природу греха, говорит:

"Каждый грех - это протест и возмущение против Самого Бога - это отличительная особенность греха. Грех - это неуважение воли Божьей, это непризнание Его святых повелений. Именно поэтому грех является оскорблением Его Божественной сущности, святости, праведности и любви. Человек, делая грех, становился и становится на сторону первого мятежника, то есть дьявола, который "сначала согрешил" 1Иоан.3:8-10; Иоан.8:44;, и этим открыто сопротивляется Богу, вступая на путь вражды с Ним и Его намерениями".

На каждый грех человека Бог смотрит как на отвержение Его Святой воли и Его Самого. Это отчётливо показывают некоторые примеры из Священного Писания. Когда израильский народ плакал вслух Господа и говорил: "Кто накормит нас мясом?..", Бог ответил: "…вы презрели Господа...". Это презрение проявилось в ропоте народа: "Для чего было нам выходить из Египта?" Чис.11:18-20;. Во дни Судей Израиль возжелал для себя царя, чтобы было как у прочих народов. Их не перестал удовлетворять пророк Божий Самуил. Господь, обращаясь к Самуилу, сказал: "...не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними". 1Цар.8:6-8;10:19;. Вскоре и царь Саул отверг Бога, когда пощадил овец и волов Амалика и привел их для жертвоприношения 1Цар.15:15;. Самуил сказал об этом так: "Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя..." 1Цар.15:23;. Грех - это идолопоклонство, а идолопоклонство отстраняет Бога и ставит на Его место что-либо другое. Именно поэтому Господь восстаёт против греха. Рассмотрев примеры отвержения Бога, можно увидеть, что люди пришли к этому состоянию, совершая самые обыкновенные грехи перед Богом. В первом случае было похотливое желание, относящееся к телесной пище; во второй - гордое стремление не отставать от других народов; в третьем проявилась жадность на военную добычу; и в четвертом - нежелание учиться у Бога. И несмотря на то, что на первый взгляд это были самые обычные грехи, которые мы встречаем каждый день, тем не менее Господь не оставил без справедливого наказания тех кто этими грехами отверг Бога и Его Святую Волю. Таким образом, мы можем заключить, что грех оскорбляет Бога, является возмущением и бунтом против Его Святой Воли.

Святой Бог не может общаться с грешным человеком

Марк Подвижник сказал: "Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но некающимся Он не прощает". Пока грешник не раскается, Бог, и он не могут быть друзьями: Ис.1:16-18; "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды…, тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Иначе не приближайтесь ко мне: "ибо что общего у света со тьмою?" 2Кор.6:14; Как может праведный Бог быть снисходительным к тому, кто продолжает грешить? "Я не оправдаю беззаконника" Исх. 23:7;. Если бы Бог был в мире с грешником до того, как тот раскается, то это значило бы, что Ему нравится, и Он оправдывает все то, что грешник сделал. В таком случае Он противоречил бы Собственной святости. Святость Божией природы не позволяет простить грешника, пока он находится в мятежном состоянии. Очень справедливо то, что мы должны покаяться. "Нераскаянному грешнику нельзя простить грехи; простить его - значило бы поддержать его в злых путях и дать повод легко относиться ко злу. Если бы Господь сказал грешнику: "Ты любишь грех и живешь в нем, ты переходил от одного злодеяния к другому, но, несмотря на это, Я тебя прощаю", то это значило бы объявить ужаснейшую свободу для преступлений. Этим прощением были бы подорваны основы общественного порядка и воцарилась бы нравственная анархия".

Согрешив, мы оскорбили Бога. Мы умалили Его славу. Мы нарушили Его закон и поэтому вполне логично, обязаны признать свою вину перед ним. Посредством покаяния мы смиряемся и осуждаем себя за грех, удостоверяя, что Господь был бы справедлив, истребив нас, и таким образом мы воздаем Ему хвалу и делаем то, что зависит от нас, чтобы восстановить Его славу.

Покаяние, это Божье суверенное повеление

"Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" Деян. 17:30; Покаяние не является чем-то произвольным. Оно не оставлено на наше усмотрение, но это повеление, не допускающее исключений. Бог в Верховном Небесном Суде постановил, что ни один грешник не спасется, кроме тех, кто покаялся, и Он не нарушит Свой Собственный закон.

Через пророка Иезекииля Бог заявляет о Своей позиции: Иез.24:14; "Я Господь, Я говорю: это придет и Я сделаю; не отменю и не пощажу, и не помилую. По путям твоим и по делам твоим будут судить тебя, говорит Господь Бог". И хотя Бог весьма милосерд и сострадателен, все равно Он не простит грешника, пока тот ходит в своих грехах: Он - Бог, "не оставляющий без наказания"! "Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, сохраняющий милость в тысячи родов, но не оставляющий без наказания" Исх.34:6-7; Святое Писание говорит, что согрешили все без исключения, поэтому Божье прощение необходимо каждому. Рим.3:23 "потому что все согрешили и лишены славы Божией".

Иисус говорит иудеям: "Но если не покаетесь, все также погибнете". Лк. 13:5;.

Итак, Бог через Апостола Павла призывает ныне, всем повсюду покаяться.

Покаяние делает нас пригодными для Бога и людей

Пророк Иезекииль в 11:19; вещает: "И возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное…". Кусок свинца сам по себе ни на что не пригоден, но расплавьте его, придайте ему нужную форму, и он станет полезным. Также и сердце каменное ни на что не годно, но когда оно растворяется покаянием, оно преображается. Умиленное сердце может молиться, оно способно любить, способно жить. Когда сердце Павла смирилось и растаяло, тогда "он начал молиться" Деян. 9:11; Такое сердце способно слышать слово. И тогда слову легче действовать. Когда сердце Иосии умилилось, он смирил себя и разодрал свои одежды, услышав слова закона 2 Пар. 34:19; Его сердце, как растаявший воск, было готово принять любое клеймо этого слова. Мягкое сердце готово повиноваться. Когда сердце подобно металлу в печи, оно податливо и послушно: "Господи, что повелишь мне делать?" Деян. 9:6; Кающаяся душа присоединяется к Божьей воле и отвечает на Его призыв, как эхо голосу. Искреннее покаяние восстанавливает наш статус в Боге и возводит нас до небес.

"Покаяние есть лестница, возводящая нас туда, откуда мы ниспали" Ефрем Сирин".

Покаяние удерживает Божий гнев

Когда Бог намеревается уничтожить нацию или народ, кающийся грешник останавливает Его руку, как ангел остановил Авраама Быт. 22:12; Покаяние ниневитян привело к тому, что Бог пожалел их: "И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел". Иона 3:10; Видимое покаяние сдержало и отсрочило гнев. Ахав предал себя на то, чтобы делать беззакония, однако, после того как он разодрал одежды и постился, Бог сказал Илии: "Я не наведу бед в его дни, т.к. Ахав смирился" 3Цар.21:29; Если раздирание одежд сдержало суд над народом, то, что сделает раздирание сердец?

Покаяние это размышление о страданиях Христа

Размышление о том, как дорого наши грехи стоили Христу, должны вызвать у нас слезы покаяния. В кн. Дан. 9:26; говорится о том, что в определённое время: "Предан будет смерти Христос". За чьи грехи Он будет предан смерти? Исайя говорит в Ис.53:6; "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас". Можем ли мы смотреть сухими глазами на страдающего Спасителя?

Не должны ли мы скорбеть за грехи, которые сделали Христа мужем скорбей?

Не должны ли наши чудовищные преступления, вызвавшие кровь из ран Христа, вызвать слезы и из наших глаз? Будем ли мы еще шутить с грехом и таким образом причинять раны Христу?

Покаяние избавляет от проклятия

В результате безбожной жизни и нераскаянного сердца в жизнь человека приходят суды Божьи, так как это произошло с фараоном в Египте. Вт.6:22; "И явил Господь знамения и чудеса великие и казни над Египтом, над фараоном и над всем домом его". Бог предупредил Свой народ о том что Он пошлёт на них Свои проклятия за их упорство и непокорность. Вт. 28 гл. Будь это болезнь в теле или потеря имущества - все это Господь посылает для того, чтобы человек пробудился от сна грехов. Для чего Бог провел Израиль тем путем по пустыне среди ядовитых змей? Не для того ли, чтобы смирить их (Втор. 8:2)? Почему Господь опустил Манассию так низко, заменив царский трон и золотую корону на железные кандалы? Как выразился один христианский теолог, не для того ли, чтобы научить его покаянию? "Он глубоко смирился пред Богом отцов своих. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" 2 Пар. 33:12,13;. Манассия принёс достойный плод покаяния, и Бог его услышал.

"Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами покаяния" - Иоанн Златоуст.

Милосердный Бог, допуская в жизни грешника трудности, тем не менее, оставляет ему шанс вернуться через покаяние к Начальнику и Подателю жизни, меняя проклятие на благословения. Вт. 28:1…; "Если ты, будешь слушать голос Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то придут на тебя все благословения эти и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. Благословен ты будешь…".

Покаяние избавляет от Божьего суда

Таков аргумент апостола: "Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную". Деян. 17:30-31; Будет ли человек продолжать воровать, если приближается судебное разбирательство? Будет ли грешник продолжать грешить, если день суда так близок? Ни один человек не способен утаить свой грех, равно как и оправдать его. И что тогда человек будет делать, когда все его грехи будут написаны в Божьей книге? Насколько страшен будет день, когда Иисус Христос, одетый в судейскую мантию, скажет грешнику: "Встань, ответь на обвинение против тебя. Что ты можешь сказать по поводу твоих ругательств, измен, и твоего ужасного упорства?" О, как будет тогда поражен страхом грешник! И после этого обвинения он услышит ужасный приговор: "Отойди от меня!" Тогда тот, кто не покаялся в своих грехах, будет каяться в своем безрассудстве. Если приближается время, когда Бог будет судить людей за их нечестие, то, как это должно поторопить их к покаянию?! О, как будут счастливы те, кто успел склонить свою голову в смирении и покаянии перед своим Творцом!

Тихон Задонский, старец некогда произнёс: "Не медли, грешник, обратиться к Господу, чтобы вместо милости Божьей не познать на себе суда Божия" .

И насколько эти слова правдивы и уместны. Иисус произнёс ободряющие слова для всех тех, кто не желает оказаться на суде перед великим белым престолом описанным Иоанном, Откр.20:11;. "…верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь". Иоан.5:24;