1.5 Покаяние, как изменение образа мышления
Продолжая говорить о полноценном покаянии, необходимо отметить, что в процесс покаяния должна быть вовлечена вся личность человека, и его ум и его чувства и, конечно же, воля человека. Но всё должно начинаться именно в голове человека. Человек должен осознать на уровне интеллекта то, что он грешник, а Бог перед Которым он находится, - Святой. Давайте зададим вопрос, что значит осознать? "Согласно толковому словарю Ушакова осознать - значит понять, уразуметь, сознательно усвоить". Каждый приходящий к Богу, прежде должен понять, уразуметь и сознательно усвоить то, что он грешник от самого рождения. Как справедливо об этом пишет псалмопевец Давид в Пс.50:7; "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя". И когда человек поймёт, что он грешник и что без помощи милосердного, святого Бога он не имеет надежды на исправление и спасение, тогда процесс покаяния начнёт действовать в его сердце, производя дальнейший плод покаяния в жизни человека.
Ещё римский философ Сенека говорил: "Первое условие исправления - это осознание своей вины" - писал Сенека младший.
Когда пророк Исайя осознал свои грехи, он произнес: "И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" Исайя 6:5; Когда Иов убедился, что он грешник, он сказал: "Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь" Иов.42,6; Когда Петр сознал свои грехи, он сказал: "Я человек грешный" Лук.5:8; Когда Павел осознал свои грехи, он назвал себя первым из грешников. 1Тим. 1:15; Наш брат во Христе Билли Грэм подчёркивая исключительную роль Святого Духа в процессе обращения человека к Богу пишет: "К этому убеждению приводит Дух Святой. И в самом деле, раскаяние не может произойти до того мгновения, как Дух Святой не озарит сердца и разума". Поэтому истинное покаяние начинается именно с осознания своего неправильного состояния перед Богом. В своей статье под названием "Покаяние" Артур Пинк утверждает о том, что: В "Новом Завете используются три греческих слова, представляющие различные фазы покаяния. "метания" (покаяние) состоит из двух корней: "мета" - перемена и "ноема" - мышление, и означает перемену образа мыслей. В Новом Завете используются три греческих слова, представляющие различные фазы покаяния. Первое слово - "metanоeo" - означает перемену образа мышления Мф. 3:2; Мк. 1:15; и т. д. Второе - "metamelоmai" - означает перемену в сердце Мф. 21:29,32; Евр. 7:21; и т.д. Третье - "metanoia", что означает перемену образа жизни Мф. 3:8; 9:13; Деян. 20:21; Эти три понятия обязательно все вместе присутствуют в истинном покаянии". Таким образом, ссылаясь на выводы А. Пинка основанные Библии, можно отчётливо видеть, как Бог в Своём предвечном Откровении сообщает людям о том, что всё естество человека должно участвовать в процессе покаяния. При этом покаяние начинается с перемены мышления, а уж потом должно произойти сокрушение чувств и волевое решение следовать за Богом, обращаясь от всего худого. Что же мы не редко видим на практике? Многие испытывают перемену в мыслях: они осведомлены, но продолжают противиться Богу. Некоторые даже испытали перемену на уровне сердца и сознания, однако продолжают пребывать во грехе. Некоторые меняют образ жизни, однако далеки от любви к Богу и от ненависти ко греху. А есть те, кто изменился на уровне ума и сердца, но не желают изменить поступки и жизнь. В результате никаких позитивных изменений в жизни этих людей не будет. Эти три составляющие должны быть неотделимы друг от друга и должны все вместе присутствовать в истинном покаянии. Желая донести истину о покаянии народу, Иисус Христос рассказал притчу о блудном сыне, в которой иллюстрировано и очень доступно показал состояние человека живущего без Бога. "По мнению митрополита Сурожского Антония, данная притча "лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе. Эта притча также "являет образ покаяния грешного человека и милосердия Божия к нему" и "призывает к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу". На примере этой притчи можно ясно увидеть принцип, указывающий на то, что в покаянии принимает участие вся личность человека. В Лк. 15:17; мы читаем: "Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода…"; Из текста видно, что прежде чем "блудный сын" сокрушился сердцем и принял решение встать и вернуться к своему отцу он именно "пришёл в себя" т.е. он увидел своё плачевное, ужасное, обречённое состояние. У него произошло покаяние на уровне ума. Его мышление изменилось, но для полного покаяния ему не доставало сокрушиться сердцем и принять решение вернуться в отчий дом. Билли Грэм в своей книге "Мир с Богом" рассуждая о том, что покаяние это процесс, в который Дух Божий вовлекает всё естество человека, пишет:
"Когда блудный сын раскаялся, он не остался сидеть на месте, сожалея обо всех своих грехах. Он не оставался пассивным, бездейственным. Он не продолжал оставаться там, где был, окруженный свиньями. Он встал и пошел! Он направил шаги свои в другом направлении. Он нашел своего отца и покаялся перед ним и тогда получил свою награду. Многие люди искренне заблуждаются в том, что они называют покаянием, ограничиваясь лишь признанием себя грешниками. Некоторые испытывая некоторый стыд от своих неблаговидных поступков, так и не находят в себе силы обратиться к Богу. Обратимся за примером к Библии, в кн. Деян.26:28; Царь Агриппа на каком-то этапе соглашается с тем, что ему сообщает Павел, но в его сердце так и не произошло метаморфозы. Некоторые даже "принимают Слово с радостью", и после всего этого все равно остаются "каменистой почвой", как об этом сказал в притче Иисус в Мф.13:20-21; А есть и те кто даже способны осознавать свои злодеяния, как к примеру, Фараон, который в разговоре с Моисеем сказал: "Согрешил я пред Господом, Богом вашим" Исх.10:16;
А. Пинк частично подтверждает эту истину:
"Человек может осознавать, что он должен подчиниться требованию Бога и стать христианином, но при этом все равно оставаться "наполовину убежденным". Подводя некоторый итог нашим рассуждениям о том, что покаяние должно начинаться с осознания или пониманию Библейских непреложных истин о неизменной Святости Господа и крайней и безнадёжной порочности человеческой природы, но у этого процесса есть продолжение.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Библейское определение истинного покаяние.
- 1. Библейское определение истинного покаяния
- 1.1 Определение термина покаяние
- 1.2 Вера, как обязательный шаг на пути к покаянию
- 1.3 Объективные причины для покаяния
- 1.4 Покаяние, как освобождения от последствий "первородного греха"
- 1.5 Покаяние, как изменение образа мышления
- 1.6 Покаяние как сокрушение сердца
- 2. Учение о покаянии в Ветхозаветный период истории.
- 3. Учение о покаянии в Новозаветный период истории.
- 4. Необходимость правильного понимания учения о покаянии в современной Церкви.