logo search
Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе

1.3 Приход к христианской вере

Жизнь блаженного стремительно изменяется. Он решается вступить в законный брак и отпускает свою сожительницу по просьбе своей матери. Однако до вступления в брак Августин должен был прождать еще два года из-за слишком юного возраста своей невесты, и на это время берет еще одну сожительницу. Невзирая на жизненные сложности, он все еще стремится к идеальному, но был еще не в силах осуществить свою мечту.

Чуть позже он знакомится с неоплатонизмом, в котором его привлекла идея опровержения дуализма. В глазах блаженного, это, в некотором смысле, роднило его с христианством: «Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро» Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). Яхрома, 2006. С. 276-277.. Согласно неоплатонизму, зла как такового не существует, это есть лишь отклонение от добра, то есть от Бога. Зло напоминает паразита, болезнь.

На приближение Августина к Церкви оказало существенное влияние Священное Писание и ознакомление с одним из творений Афанасия Великого, а именно с житием преподобного Антония. Также его впечатлил поступок языческого ритора Мария Викторина, который перевел одно из произведений Плотина с греческого языка на латынь, - он вышел и с амвона отказался от язычества, признав себя христианином. Августин размышляет о том, чтобы стать христианином, однако от крещения его удерживает лишь осознание собственной привязанности к страстям и соблазнам этого мира. Он понимал, что крещение должно являться толчком к полному изменению своего образа жизни, и поэтому откладывал его. Именно тогда он многократно произносит в молитвах свое теперь уже хрестоматийное высказывание: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не сейчас» Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-Vвека). Яхрома, 2006. С. 277..

По словам блаженного Августина, твердая уверенность в необходимости изменения образа жизни у него возникла после одного случая. Однажды он, внутренне сокрушаясь о своей греховности, вдруг услышал из соседнего дома детский голос: «Возьми и читай! Возьми и читай!». Августин, усмотрев в этом Божие указание, взял послания апостола Павла и, раскрыв наугад, прочел первую попавшуюся главу. Это была глава с Посланием к Римлянам: «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию и распутству» (Рим. 13:13). Далее он не хотел читать, да ему и не нужно было, ведь эти слова настолько потрясли его душу, что он почувствовал необыкновенное спокойствие духа, мгновенно развеявшее все сомнения на пути ко Христу.

В 389 году Августин принимает крещение. Вспомнив из жития Антония, как тот, придя в церковь, услышал из евангелия: «Иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене» (Мф. 19:21), он следует этим евангельским словам, и, похоронив мать, возвращается в Тагасту, где продает все имущество, а вырученные деньги отдает в распоряжение Церкви.

Затем он переселяется в Иппон, где основывает, первый в нумидийской Африке монастырь. Желая привлечь Августина на служение Церкви, епископ Иппона, престарелый Валерий, вскоре рукополагает его в пресвитерский сан.

По благословению епископа, Августин начинает проповедовать в Церкви и усердно изучать Священное Писание. Именно по этой причине в его сочинениях этого периода появляются чисто христианские понятия закона, возрождения, призвания и благодати.

Усерднее всего в это время блаженный занимается противоманихейской полемикой. В 395 году епископ Валерий, опасаясь, что Августина могут пригласить на архиерейское служение в другой город, решает сам рукоположить его во епископы и сделать своим соправителем.

После смерти Валерия Августин стал правящим архиереем Иппонской епархии и остается им 35 лет, до самой смерти. Он становится незаменимым участником всех африканских соборов, потому как в Африке ставили епископа над каждым приходом, который насчитывал более 12 человек, и большинство из них были люди малообразованные, мало что понимающие в богословии.

Таким образом, Августин, будучи единственным ритором и богословом, фактически возглавлял всю церковную жизнь Африки. В период своего епископства Блаженный Августин написал много философских, догматических, экзегетических, морально-аскетических и практических творений, которые повлияли на церковную жизнь не только Африки, но и всего Западного христианства.

В 426 году, ослабленный годами и болезнями, Августин нарекает своим приемником пресвитера Ираклия.

28 августа 430 года блаженный Августин почил в осажденном вандалами Иппоне.