Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе
Введение
Христианский мир всё чаще сталкивается с общими для всех конфессий угрозами: падением духовности, искажением морали, уничижением и подменой традиционных ценностей. По этой причине постоянно возникает необходимость взаимодействия всего христианского сообщества. Экуменизм как идея никогда не исчезал, и современная церковная жизнь вновь дает поводы размышлять о том, как и почему некогда единая Церковь Христова разделилась на Запад и Восток.
Несмотря на то, что помимо традиции и отдельных аспектов вероучения латинян и православных отдаляет тысяча лет раздельного существования, некоторые не теряют надежду на воссоединение Церкви. Если слишком не углубляться в данный вопрос, основными препятствиями к воссоединению являются притязания латинян на первенство по благодати римского епископа, а также учение Filioque. Последнее возникло, во многом, из-за неверной трактовки суждений блаженного Августина. Данная работа посвящена исследованию трудов этого великого богослова Западной Церкви, посвященных вопросу исхождения Святого Духа, а также вновь актуализированной последними событиями проблеме межконфессиональных отношений.
Как великий богослов своего времени Блаженный Августин оказал существенное воздействие на развитие церковной богословской мысли. По мнению его ученика Посидия, блаженный Августин, с учетом слов и писем, является автором около 1030 произведений. Сам богослов утверждал, что создал 93 сочинения в 132-х книгах. Он был одним из лучших и наиболее плодовитых писателей среди учителей Церкви. Оценивая объем трудов блаженного Августина, можно смело сказать, что к нему применимо крылатое выражение Иеронима Стридонского, скзанное об Оригене: «Кто бы мог когда-нибудь столько прочесть, сколько он написал?».
Выбранная тема вызвала множество дискуссий, и потому достаточно хорошо изучена богословами. Среди её исследователей можно найти как наших современников, так и представителей прошлых веков. Это, среди прочих, святейший Григорий II Кипрский патриарх Константинопольский, протоиерей Иоанн Мейендорф, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, Успенский Евгений Николаевич, Попов Иван Васильевич.
Объект исследования - труды блаженного Августина в богословии Западной Церкви.
Предмет исследования - учение блаженного Августина, посвященное Filioque.
Цель исследования - выявить причины, по которым Западное христианство догматизировало понимание Святой Троицы Блаженного Августина.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи.
1. Кратко проанализировать житие и труды Блаженного Августина в целом.
2. Выявить фрагменты трудов Блаженного, характеризующие его видение проблемы Fillioque.
3. Выяснить, какие именно выводы из учения Блаженного Августина послужили толчком к созданию ереси.
4. Выделить утверждения и аргументы Блаженного Августина, догматизированные в дальнейшем Западной Церковью.
Исходя из цели работы и поставленных задач, сформирована следующая структура работы - введение, две главы, и заключение.