logo
Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе

Заключение

Житие блаженного Августина являет нам удивительный пример покаяния и самоотверженного труда на ниве Божией. Его путь по-новому открывает нам слова Спасителя «ищите и обрящете». Вся его жизнь была посвящена поиску истины: невидимой, непознанной, абсолютной.

Он, как и другие учителя Церкви, был человеком и мог ошибаться. Христианская история знает множество примеров человеческой слабости, противостояния, даже открытой вражды между теми, чьи имена навсегда рядом в сборниках творений святых отцов Церкви.

В данной работе мы попытались выяснить, почему творения блаженного Августина стали поводом к отделению Западной Церкви. И мы видим, что его поэтические образы, которыми он, в меру своих сил, пытался выразить Бога, умело использовались в политических спекуляциях.

Безусловно, его слова противоречат постановлениям соборов и не могут приниматься в качестве догмата. И блаженный Августин вряд ли стал бы настаивать на своей правоте, если бы имел возможность при жизни услышать второе мнение по данному вопросу. На своей кафедре, как мы видим, он находился в некоторой интеллектуальной изоляции ввиду малограмотности большинства африканских епископов того времени. Он был светочем Запада, и о многих вещах Блаженный был вынужден размышлять в одиночестве.

На пути поиска Бога ошибки неизбежны, и даже святые Апостолы, видевшие Христа воочию, по человечеству своему в чем-то могли ошибаться. Однако если целью жизни человека становится поиск «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33), Господь указывает единственно верный путь.

Список использованных источников

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2004. 1346 с.

2. Васечко В., иерей. Сравнительное богословие. М., 2006. 100 с.

3. Васильев В. Противокатолический катехизис. М., 2003. 111 с.

4. Георгий, архимандрит, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и римо-католицизм (папство). Пермь, 2007. 71 с.

5. Зноско-Боровский Митрофан, прот. Православие. Римо-Католичество, Протестантизм и Сектанство. Коломна, 1992. 158 с.

6. Козлов Максим, прот.. Западное христианство: взгляд с Востока. М., 2009. 606 с.

7. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. 448 с.

8. Попов И. В. Патрология: краткий курс. М., 2003. 288 с.

9. Савва (Тутунов), монах. Filioque: ересь или особое мнение? М., 2006. 142 с.

10. Скурат К. Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-Vвека). Яхрома, 2006. 568 с.

11. Успенский Евгений, магистр богословия. Обличительное богословие. СПб., 2005. 262 с.

12. Хрестоматия по сравнительному богословию. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 847 с.