logo
Блаженный Августин и предпосылки ереси Filioque на Западе

1.1 Начальный период жизни Блаженного Августина

блаженный августин ересь христианский

Блаженный Августин родился в 354 году нумидийском городе Тагасе, в Северной Африке. Его отец был язычником и к христианству обратился лишь к концу жизни. Блаженная Моника, мать блаженного Августина, происходила из христианской семьи, была верной и ревностной христианкой. Первый молитвенный опыт и уважительное отношение к имени Спасителя со стороны блаженного Августина - именно ее заслуга. Их семья не была очень состоятельной, но родители дали сыну достойное образование. До того, как он получил среднее образование в соседнем городе Мадауре, он ходил в школу в своем родном городе.

По окончании школы, будучи 16 лет от роду, блаженный Августин отправился учиться риторике в Карфаген, столицу Африки. Вся греческая литература читалась здесь в переводе, так как обучение велось, преимущественно, на латыни. Августин хотел читать подлинники, но как он ни старался, попытки освоить греческий язык были недостаточно успешными для того, чтобы воплотить свое желание в жизнь. Но он отлично овладел риторикой, «для него язык как средство общения был искусством, требующим совершенства из соображений любви к ближнему» Скурат К.Е. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). Яхрома, 2006. С. 275..

В Карфагене Августин жил весьма распутно. Через короткое время по прибытии в африканскую столицу он вступает в конкубинат (сожительство) с одной женщиной, который был верен в течение 15 лет. В 372 году у него рождается единственный ребенок, сын Адеодат или Адеодатус (с греческого Феодор). Августин упоминает его в своих творениях с особой нежностью.

1.2 Духовный путь Блаженного Августина

В возрасте 19-ти лет у Августина проявляются первые признаки нравственного кризиса. Он проявляет интерес к религии. На высланные матерью деньги он приобретает рукопись сочинения Цицерона «Гортензий», не дошедшего до наших дней. Оно было написано Цицероном после смерти его любимой дочери, уже в преклонных летах. Это сочинение определяло философию как высшее благо, превосходящее те гедонические ценности, которые разделяли обыватели: материальное благосостояние, телесные наслаждения и славу.

Вдохновившись этими идеями, блаженный Августин начинает чувствовать внутренний разлад между тем, чего он желал своей возвышенной душой, и реальным укладом его жизни. «Теоретически сочувствуя идеалу мудрости, практически он предавался тем же низменным влечениям» Попов И. В. Патрология: краткий курс. М., 2003. С. 485..

Так как он не встретил в сочинение Цицерона имени Христа, которое с самого детства вложила ему мать, оно не могло полностью утолить его жажду истины. Он начинает изучать Священное Писание, но на тот момент и оно не производит должного впечатления на Августина должного впечатления, так как кажется ему слишком грубым.

Молодой ритор по-прежнему не может преодолеть свой внутренний конфликт, что приводит его к манихейству, отличавшемуся столь привычной для античного мира идеей дуализма, существования противоборствующих начал - доброго и злого. Имя Христа использовалось здесь, но в далеко не христианском смысле и контексте. Рациональное, упрощенное понимание Божественного Откровения привлекало своей внешней логичностью. Блаженный Августин около десяти лет был последователем и проповедником манихейства. Вернувшись в Тагасту, Августин преподает грамматику, но затем он ещё раз отправляется в Карфаген и там изучает естественные науки. Надеясь на его обращение к истине, его мать отправляется вслед за ним.

Августина интересуют, главным образом, астрология, эстетика, астрономия и естественные науки. Постепенно углубляясь в астрономию, ритор начинает понимать, что манихейские космологические мифы больше походят на сказку. По этой причине у него возникает множество сомнений, которые местные манихеи развеять не смогли. Наиболее авторитетным представителем манихейства был, на тот момент, епископ Фавст. Дождавшись его приезда в Карфаген, Августин мгновенно озадачил его массой неразрешенных вопросов. Епископ честно признался, что не сможет дать нужных ответов, так как не обладает необходимыми сведениями. Августина потрясла эта искренность, он становится другом Фавста. Однако из ученика Августин становится учителем. Он помогает епископу в изучении литературы и риторики. Исходя из этого, можно утверждать, что Августин внутренне разочаровался в манихействе к этому моменту.

Он переезжает из Карфагена в Рим в 383 году, где он некоторое время преподает риторику. Затем Августин отправляется в Милан, где окончательно отказывается от манихейства. Миланский епископ Амвросий произвел на Августина неизгладимое впечатление. Здесь он был уважаем и как проповедник, и как нелицеприятный поборник истины. Августин в качестве оглашенного начинает посещать богослужения, желая услышать проповеди епископа, чтобы проверить, так ли он красноречив, как о нем говорят. Проповеди Амвросия впечатляют его. Вскоре Августин начинает обращать внимание не только на их риторическую форму, но и на их содержание. Августин был уверен, что именно этот человек с успехом смог бы защитить от нападок церковное учение. От Амвросия он узнает об аллегорическом толковании Священного Писания. Блаженный постепенно становился все ближе и ближе к Церкви. Через личность Миланского епископа он ощутил силу и благодать христианского учения.