logo search
Буддизм, его зарождение и общие понятия

§3. Общины, монастыри и сангха буддистов

Как уже было отмечено, предписания требовали монашеского образа жизни. И действительно, сангха - это ранние буддистские общины, которые представляли собой братства нищенствующих монахов (бикшу) и монахинь (бик- шуни). Они обривали голову, облачались в старую одежду и в таком виде собирали милостыню. Питаться бхикшу имели право только два раза в день, причем до полудня. Ели исключительно пищу растительного происхождения, от полудня до следующей зари строго запрещалось что-то брать в рот. Временным жилищем бхикшу были пещеры, либо заброшенные здания. В них они пережидали дожди и холод. Близ окрестности их обитания умерших бхикшу и хоронили. Со временем на месте их захоронения стали воздвигать надмогильные сооружения, памятники - ступы. Вокруг ступ сооружались монастыри. В их общину принимали независимо от кастовой принадлежности человека, однако были предусмотрены критерии, по которым попасть в общину было невозможно. Изначально все могли попасть в общину, но со временем ввелись данные критерии. Например, сангха не принимала преступников, солдат, рабов, должников и также не принимала никого, если их родители были против, так как нередки были случаи, когда подростки хотели вступить в общину. Постепенно начинал складываться устав бхикшу. Устав монахов был очень строг: членам сангхи не дозволено было иметь какого - либо имущества, кроме одежды желтого цвета (желтый цвет был в Индии присвоен низшим, «нечистым» кастам), они жили подаянием, ели один раз в день перед заходом солнца, давали обет безбрачия и т. д. Вступивший в общину должны были отказываться от всего мирского: от семьи, от касты и варны, от собственности, во всяком случае на момент пребывания в общине. В любой момент вступивший в сангху мог выйти из нее и вернуться к мирской жизни.

Естественно, что не все люди могут пойти на такие жертвы. Большинство последователей Будды предпочитали оставаться в мире и отказывались от такого образа жизни. Таких людей, отрешившихся от жизни, в общине называли -- упасака (женщин -- упасика). То есть они лишь почитали учение Будды, они не стремились к совершенству и соблюдали лишь минимальные пять запретов, делали пожертвования в пользу монашеской общины. Буддистское вероучение не обделяло таких мирских последователей Будды, так как они были необходимы для буддистских общин. Мирские последователи содержали монахов и монахинь, потому что сами монахи не работали и жили лишь благодаря подаяниям. Токарев С.А. Указ. соч. - С 456.

Вскоре монастыри превратились в систему организации буддистов, но они были не знакомы со структурой церкви и не имели влиятельного сословия жрецов. Итак, центрами буддизма стали монастыри. Они были важными и главными очагами распространения учения Будды. В стенах монастыря буддистские монахи записывали на языках пали и санскрите священные тексты, которые со временем составили буддийский канон - Трипитаку. Так же записывали и первые сутры. В монастырях обучались письму и чтению поступившие служки и послушники. Они изучали священные тексты, получая хорошее по тем меркам образование.

Те, кто решал посвятить религии всю свою жизнь, готовились к ординации, обряду посвящения. Обряд представлял собой довольно сложную структуру. Послушник подвергался суровому истязанию, порой это доходило до таких инцидентов, что, испытывая послушника на силу и дух, сжигали его палец перед алтарем Будды. После выполнения данного обряда на молодого монаха накладывали пять обетов-обязательств:

1.Не пой и не танцуй.

2.Не спи на удобных постелях.

3.Не ешь в неположенное время.

4.Не стяжай.

5.Не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.

Кроме десяти основных обетов, существовало множество (до 250 ) незначительных запретов, которые помогали монахам соблюдать более праведную жизнь. Соблюдение данных запретов было очень сложным. Такого рода психологическую нагрузку мог не каждый вынести, и поэтому нарушения в соблюдении запретов было нередким среди монахов. Поэтому монахи обязаны были два раза в месяц, с целью очищения души, в новолуние и в полнолуние, собираться для взаимных исповедей. В зависимости от тяжести совершенного греха могли применяться и санкции, чаще всего они применялись в виде добровольно взятого на себя покаяния.

Далее с распространением общин появились и женские общины. Они были организованы по принципу мужских сангх, но все главные церемонии проводили специально назначавшиеся из мужской общины монахи. Но визиты монахов в женскую общину были строго предписаны: монахи не имели право переступать порог кельи монахинь. Женские общины отличались от мужских общин своим расположением. Если мужские располагались на пустынных и отдаленных местах, то женские были поблизости от поселений.

Правила жизни монахов определялась текстами Винаяпитаки - важной частью Трипитаки. Кроме Винаяпитаки в Трипитаку входили - Сутрапитака, поясняющая суть Трипитаки, и Абидхармапитака ( религиозно - философские тексты ). Эти тексты были очень ценными для буддистов. Монахи занимались данными текстами, они их оберегали, сохраняли и переписывали, а хранили их в библиотеках - архивах при наиболее крупных и известных монастырях. Например, в Индии в первых веках нашей эры таким центром стал монастырь Наланда, куда отовсюду стекались буддисты, чтобы набраться мудрости, получить образование, переписать священные тексты доктрины.

Медитация - главное занятия монахов, которые стремились к нирване и просветлению. Медитация в буддизме отличается от обычной медитации тем, что в ней предполагается упражнять свой ум. Сущность медитации проявляется в двух видах:

В искусстве самадхи, то есть в искусстве развития спокойствия, терпения.

В практике виппасаны, т.е. в развитии умения и готовности интуитивному восприятию.

Эти 2 вида медитации требуют подготовки и тренировки, чтобы научится сосредотачиваться на настоящем, не думать о прошлом и не представлять свое будущее. Для этого также важно и дыхание, так как она является регулятором всех чувств. Только сочетание форм медитации и дыхания поможет развить чувство интуиции. Итак, медитация в буддизме является методом для того, чтобы не только понять и познать основы учения Будды, но и прочувствовать всю концепцию, воспринять ее изнутри. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 494-500.