§1. Легенда о Будде и его учение
К древним «естественно выросшим» религиям основоположники марксизма относят буддизм, ислам и христианство. Их также относят к числу «мировых» религий. «Мировые» религии представляют собой позднее и своеобразное явление в истории религии. Одновременно с данными религиями впервые в истории человечества возникла вероисповедная связь людей отдельно от этнической, языковой и политической связи. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.,1986. - С 448.
Буддизм был реакцией небрахаманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Вся внутренняя и сокровенная мудрость была в руках брахманов, тем самым небрахманы оказались неполноправными последователями доктрины, второстепенными. Вследствие этого и понадобилась разработка нового, альтернативного учения. Наиболее разработанной и влиятельной доктриной стал буддизм. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.,2006. - С 492.
Письменных источников непосредственно с эпохи становления буддизма не сохранилось. Ранняя же история буддизма, до эпохи Ашоки, известна по позднейшим буддистским преданиям. Наибольшую ценность в исследовании историками буддизма представляют самые ранние произведения - Типитака. Типитака - это сборник буддистской религиозной, канонической литературы, книги, которые написаны на языке пали и сохранившиеся сейчас на Шри-Ланке. Типитака составлена в I в. до н. э. и состоит из 3 корзин: 1. Виная-питака -- сборник древних канонических правил буддистских общин. 2. Сутта-питака -- сборник бесед и изречений Будды. 3. Абхидхарма-питака -- метафизические рассуждения.
Как гласит Типитака, основателем буддизма являлся сын царя одного из небольших североиндииских государств. Он происходил из племени шакья и родился в г.Капилавасту. Согласно легенде он был зачат чудесным образом: его матери Майе приснился сон, будто в её бок вошел белый слон, родился мальчик таким же чудесным образом из бока матери. Его звали Сиддхартха, или же предания называют его как тахтагата («так ушедший»), бхагават («благословенный»), джина («победитель») и т. п. Царь Шуддходана, отец Сиддхартхи, окружил своего единственного сына с самого детства необычайной роскошью, он остерегал его от всех забот и горестей, которые могли его расстроить. Сиддхартха не представлял себе, что можно жить как-то иначе. Он не знал ничего мрачного, тяжелого, печального; он даже не думал, что в жизни есть место смерти, болезням и т.д. Сиддхартха проводил время в развлечениях, пирах и праздниках, никогда не выходя за пределы своего дома. Затем он женился на любимой женщине, и у него родился сын. Токарев С.А. Указ. соч. -С 447-448.
Но однажды он выехал за пределы своего дворца и увидел больного, покрытого язвами. Затем он увидел убогого старика, чуть позже похоронную процессию и, наконец, встретился с нищим монахом, который добровольно отказался от роскоши и стал аскетом. Сиддхартха впервые понял, что на земле существует и бедность, и старость, и болезни со смертью. Эти четыре встречи повлияли на дальнейшую жизнь Сиддхартхи. Он последовал примеру аскета и тайно ушел из дому. Он отказался от той роскоши и власти, которые были даны ему при рождении, он становится аскетом-отшельником. Сиддхартху теперь стали называть Гаутама, он 7 лет скитался в лесу, занимаясь добровольным самоистязанием, всячески изнуряя свое тело, чтобы достигнуть душевного мира и познать истину. Но такие действия не принесли молодому отшельнику удовлетворения. Он понял, что правильный путь спасения заключается не в этом. И вот после долгих и мучительных скитаний и раздумий Гаутама нашел истину. Согласно преданию, ночью, сидя под деревом смоковницы (древо познания), Гаутама глубоко погрузился в свои мысли и внезапно достиг «просветления». Ему открылась вся истина, которую он так долго искал. И с этого момента Сиддхартха (Гаутама) становится Буддой, то есть просветленным. Гаутама в тот момент пришел к выводу, что обе стороны -- жизнь, наполненная удовольствиями и развлечениями, и жизнь добровольных страданий -- равно удалены от правильного пути, ведущего к спасению. Гаутама понял, что страдания и неудовлетворенность правят миром, а причиной этому является танха - сама жизнь полная похотью и желаниями. Лишь отойдя от своих страстей и желаний можно погрузиться в нирвану. Поэтому правильный путь заключается именно в этом. Это путь самоуглубления для познания истины, путь, ведущий к покою и к просветлению духа. Для этого существует путь Магга, посредством которого человек, познавший истину, сможет достичь нирваны. Познав священные истины, Гаутама стал Буддой. Он несколько дней потом просидел под деревом смоковницы, так как не нашел в себе силы сдвинуться с места. Злой дух Мара, видя состояние Будды, решил этим воспользоваться. Мара начал искушать Будду, чтобы тот погрузился в нирвану, не посвящая других людей в священную истину. Но Будда не поддался уговорам Мары, он стойко выдержал искушения злого духа и продолжил свой великий подвиг. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 492-493.
Открыв «истинный путь», будда Гаутама начал свою проповедническую деятельность -- сначала в парке Риши - патана близ г. Варанаси (Бенареса), здесь он собрал вокруг себя 5 аскетов и прочел первую в своей жизни проповедь. В проповеди были кратко изложены основы учения Будды. Затем в городах и селах Северо-Восточной Индии. К Будде все больше начали стекаться ученики и последователи. Одних он посылал проповедовать во все концы Индии, с другими вместе скитался сам и распространял свое учение. В таких странствиях потом прошла вся последующая жизнь Будды - согласно преданию, 40 лет. К концу жизни Будды общины его последователей были уже во многих местах, главным образом в княжествах Северо-Восточной Индии. После многолетних странствований Будда умер. Его ученики сожгли тело Будды согласно обычному индийскому обряду. Так представлены древние предания о начале буддизма. В ранних легендах нет ничего сверхъестественного в отличие от позднейших легенд. Позднейшие легенды переполнены фантастическими подробностями. Естественно, изложенное предание, Типитака, так же приукрашено разными литературными вымыслами, и излишнее доверие здесь явно невозможно. Но ошибочна и противоположная крайность, в которую впадали приверженцы мифологической школы, например Керн и Сенар: полное отрицание исторической основы легенд о Будде и стремление видеть в нем чисто мифологический образ -- образ солнечного бога. Правы, конечно, видный русский ориенталист профессор В. П. Васильев, Г. Ольденберг, А. Барт и другие исследователи, которые, признавая основателя буддизма исторической личностью, полагают все же, что почти ничего неизвестно о жизни Будды, что многочисленные легенды о нем малодостоверны, а часть сочинены по трафаретным образцам. Однако то, что рассказывается в этих легендах (если оставить в стороне позднейшие чисто сказочные наслоения в них), вполне соответствует тогдашней обстановке жизни в государствах Северной Индии. Токарев С.А. Указ. соч. -С 447-450.
Вопрос о времени возникновения буддизма до сих пор остается одним из самых спорных вопросов. Время жизни Будды датируется по-разному: южные буддисты причисляют его к VI в. до н. э., северные буддисты датируют его XXV в. до н. э. Но наиболее достоверная информация найдена у южных буддистов. Так как царь Ашока вступил на престол через 118 лет после второго буддистского собора, который, в свою очередь, состоялся через 100 лет после нирваны будды Гаутамы. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 491. А так как, согласно греческим источникам, Ашока царствовал в период 68--232 гг. до н. э., то отсюда следует, что год смерти Будды -- около 490 г. до н. э. Значит, время его жизни -- вторая половина VI в. и начало V в. до н. э.
Буддизм начал зарождаться в условиях классовой борьбы, разгоравшейся в североиндийских княжествах в частности в Магадхе, в VI--V вв. Борьба была настолько ожесточенной, что сложилась напряженная ситуация. Противопоставление беззаботной, шикарной жизни богачей-рабовладельцев, брахманов, кшатриев, князей и бедность, нужда и страдания рабов, низших каст; борьба за власть между высшими кастами, брахманами и кшатриями; возникновение военных династий (к примеру, Сейсунага),-- все это порождало кризис и взрыв недовольства. Вера в несокрушимость кастового строя начала падать. В результате началось распространение отшельничества, аскетизма, бродячего монашества. Даже люди, которые относились к высшим кастам, проявляли свое недовольство. Еретические учения, секты, даже атеистические философские системы, например чарвака, были итогом данной борьбы. И именно буддизм стал новым вероучением, в котором было общее недовольство населения. Там же.- С 490.
Согласно учению буддизма, жизнь во всех ее проявлениях есть сочетание дхарм. Слово «дхарма» имеет много значений: закон, учение, религия и пр. Но основное его значение в буддистской философии -- «носитель своего признака», то есть носитель душевных свойств. Таких носителей свойств, дхарм, у человека много. Разные буддистские школы насчитывают их 75, 84, 100 и более. В числе дхарм есть «чувственные», связанные с восприятием материального мира (видимое, слышимое и пр.), дхармы «сознания» (отвлеченные представления) и еще несколько категорий, в том числе «неподверженные бытию» и стремящиеся к покою. Сочетание дхарм определяет жизнь всего существующего в этом мире: людей, животных, растений, неорганической природы. После того, как их сочетание распадается, наступает смерть, но дхармы не прекращают свое существование, они образуют новую комбинацию. Дальнейшая комбинация происходит согласно законам кармы. В зависимости от того, какие поступки совершал человек в предыдущей жизни. Человек может переродиться в более высоком статусе или же в низшем, так же он может стать и каким - то предметом. Все зависит от совершаемых им поступков при жизни. Сансара - это бесконечная цепь перерождений, или колесо жизни. Она все-таки может быть прервана и именно к такому исходу должен стремиться каждый человек. При очередном перерождении человек испытывает страдания, а прекратив их, он обретает состояние покоя, слияния с Буддой - именно это является главной человеческой целью. Итак, в буддизме акцент делается на то, что уже при жизни обрести состояние покоя и бесстрастия. Буддизм не признает деление людей по кастовому признаку, так как, согласно буддизму, все люди могут достичь просветления. Таким образом, именно в буддизме закладывается один из первых принципов, характерных для всех мировых религий - обращение с проповедью ко всем людям, вне зависимости от их этнического и социального происхождения. Реализация этого принципа и способствовала усвоению данных религиозных систем разнообразными народами земного шара. Курочкин М.В. Введение в историю религий. - Самара,2008. - С 183-184.
Основу буддизма составляют так называемые четыре истины Будды: 1. Учение о страдании. 2. О причинах страдания, 3. О прекращении страдания 4. О пути к прекращению страдания. А причина страданий - жажда бытия. Поэтому, как я уже отмечала, каждый стремился избавиться от желаний и обрести покой. Избавиться от этих желаний учит последняя истина. Токарев С.А. Указ. соч. -С 451. Согласной ней Буддой был разработан восьмиступенный путь постижения истины, с помощью которого можно приблизиться к нирване:
1. Праведная вера. Согласно ей нужно поверить Будде о том, что мир полон страданий, и что нужно подавить в себе все присущие страсти.
2. Праведная решимость. По ней следует точно знать свой путь, ограничить страсти и пороки.
3. Праведные слова. Согласно данному пути речь должна быть правильной и не носить в себе лжи, надо следить за своими словами, чтобы те не привели ко злу.
4. Праведные дела. По этому пути следует осуществлять лишь добрые и праведные дела.
5. Праведный образ жизни. Нельзя приносить вред живому, а нужно вести достойную жизнь.
6.Праведные стремления. Здесь нужно следить за направлениями своих мыслей и опровергать все злые намерения.
7. Праведные помыслы. По этому пути зло - от нашей плоти.
8. Праведное созерцание. Согласно данному пути нужно углубляться в поиск истины, тренироваться и т.д.
Никто не поможет достигнуть истины, человек сам должен дойти до этого. Надеяться на богов так же не имеет смысла, так как Будда признавал существование богов, но они так же подчинены кругу сансары. Поэтому человек, достигший просветления стоит выше богов. Да и сам Будда только открыл людям истину, указал праведный путь, а идти по нему человек должен самостоятельно. Васильев Л.С. Указ. соч. - С 494.
- Буддизм
- История зарождения буддизма
- Основные направления буддизма
- Билет 5 (Буддизм. Зарождение и развитие)
- Буддизм
- Классический буддизм: зарождения, основы учения, священные тексты. Основные направления буддизма: традиции Хинаяны и Махаяны.
- Происхождение буддизма
- Общие понятия. Основные школы. Буддизм
- 1 Буддизм………………
- 73. Буддизм в Индии