logo
ИР

Основные направления буддизма

Хинаяна

Махаяна

  • Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь спасения и избавиться от перевоплощений

  • На пути спасения никто не может помочь человеку, все зависит от его личных усилий

  • Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей

  • Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение воплощений

  • Отсутствуют обряды и магия

  • Отсутствуют иконы и культовая скульптура

  • Считает, что благочестие мирянина сопоставимо с заслугами монаха и обеспечивает спасение

  • Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения

  • Появляется большой пантеон святых, которым можно молиться, просить у них помощи

  • Появляется понятие о рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству

  • Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв

Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь свои позиции и вытесняется более привычным для жителей Индии индуизмом. Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

Буддизм же, распространившись во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей свое влияние до настоящего времени.

Вывод: Учение буддизма изложено в виде специальных сборников. Центральное место занимает канон, записанный на языке пали (поэтому ещё называемый палийским) – «Типитака» (что означает «Три корзины»): • «Виная питака» («Корзина дисциплины») • «Сутра питака» («Корзина бесед») • «Абхидхамма питака» («Корзина», в которой содержаться основы учения, упомянутые во второй «корзине») Основу вероучения составляют «четыре великие истины»: 1. Жизнь есть страдание. 2. Причина всех страданий – желания. 3. Страдания можно прекратить, отказавшись от всех желаний. 4. Для этого нужно вести добродетельную жизнь по законам «правильного поведения» и правильного знания» (не убивать и не причинять никому вреда, не красть, не лгать, не прелюбодействовать и не употреблять дурманящих разум напитков, заниматься внутренним созерцанием (медитировать)).

Буддизм относится к политеистическим религиям, в которых нет единого бога-творца. Буддисты верят, что существует множество миров и пространств, в которых жизнь развивается от зарождения до гибели и нового возрождения.  К началу нашей эры в буддизме сформировались два направления: «узкий» путь спасения (хинаяна) – спастись (т.е. достичь нирваны) могут только монахи; «широкий» путь спасения (махаяна) – спастись могут все верующие. В III – I вв. до н.э. буддизм распространялся к югу и юго-востоку от Индии в форме хинаяны. С начала нашей эры начинается продвижение буддизма на север и северо-восток в форме махаяны. В самой Индии в начале второго тысячелетия н.э. буддизм практически исчез, уцелевшие монахи осели в Непале и Тибете.