logo
религия экзамен_0

Классический буддизм: зарождения, основы учения, священные тексты. Основные направления буддизма: традиции Хинаяны и Махаяны.

Буддизм является древнейшей мировой религией и насчитывает около 250 млн. приверженцев.

Буддизм – скорее, духовное направление, чем религия, так как понятие Бога в нем не является ни очевидным, ни необходимым. Это отношение к жизни, определяющееся стремлением к абсолюту буддизм прежде всего – это учение о человеке, личности, окутанной легендой, Сиддхарта Гаутама, существование которого в период 560—480 гг. до н. э. историками серьезно не оспаривается. Он был сыном царька на границе Непала и Индии, его детство было безмятежным. Нищета и страдания людей глубоко поразили его. Чтобы понять смысл мира, он оставляет все, даже молодую жену и недавно родившегося сына, и начинает вести аскетический образ жизни, который кажется ему таким же напрасным, как и его предыдущая роскошная жизнь. В конце концов он понял, в чем заключается средний путь, истинность которого озаряет его. Именно тогда он становится Буддой, то есть «Пробужденным» – тем, кто нашел истину. Он проповедует более сорока лет, количество его учеников приумножается.Следовательно, буддизм – учение о человеке, который обрел абсолютную мудрость без какого-либо Божественного Откровения.

Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классо­вого гнета, расслоение общества, зарождение рабовладель­ческих государств.На протяжении веков буддизм подвергался удивительным изменениям. Его распространение с севера Индии было очень быстрым. С III в. до н. э., до походов Александра Великого, он господствовал над всей Индией вместе с брахманизмом, от которого он происходил, и простирался до берегов Каспийского моря, где сегодня находятся Афганистан и Средняя Азия.

Размышляя над окружающим миром, Будда пришел к четырем основным выводам (истинам):

1все есть страдание в этом мире: рождение, старость, болезнь, смерть, союз с тем, кого не любишь, разлука с тем, что любишь, любая форма привязанности; 2причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений; 3прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний; 4чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали. Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь»: наше понимание, наши намерения, наша речь, наше поведение, наша жизнь, наши усилия, наши отношения, наше духовное сосредоточение (медитация) — все это должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности.Соблюдение этих принципов ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны.Единственным намерением буддизма является достижение нирваны путем соблюдения морали. Основные положения вероучения изложены в канони­ческом сборнике Типитака (санскрт. «Трипитака» — три корзины). С точки зрения буддизма, все в мире является следст­вием бесконечного движения дхарм, которые представля­ются в виде духовных нематериальных частиц. Различные комбинации движущихся дхарм создают предметы, жи­вотных, человека. Распад данной комбинации дхарм ведет к смерти. Бесконечный процесс пере­дним называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни, согласно буддизму, является слияние с Буддой, т.е. погружение в нирвану сверхбытие).В буддизме нет сложной обрядности, как в брахманиз­ме. Культ упрощен, нет жертвоприношений. Культ отправляется мирянами и монахами.В буддизме существует большое количество текстов. Они разделяются на канонические и неканонические. Канонические тексты, по религиозной трактовке, записаны со слов самого Будды – Ситтхартхи Гаутамы. Неканонические тексты являются комментариями или трактатами, которые относятся к каноническим текстам и их поясняют. Тексты делятся на три типа: сутры, виная, абхидхарма. Вместе они составляют то, что известно как Трипитакa. Считается, что Трипитака записана именно со слов Будды. Две тенденции раннего буддизма –узкий путь спасения (хинаяна) и широкий (махаяна).Основной принцип хинаяны уход от мирской жизни в монашескую общину (сангха). Махаяна предлагает спасение всем верущим, а не только монахам. Именно поэтому махаяна достаточно распространена. В махаяне распространен культ бодхисаттва, будущих будд. К ним можно обращаться с молитвами.