Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.
Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.
К характерным особенностям средневекового искусства относятся:
- подчинённость религии, спиритуализм - объективно-идеалистическое учение, в соответствии с которым дух является первоосновой мира;
- развитие искусства иконописи, в живописи и скульптуре — доминирование библейских сюжетов, развитие духовной музыки (возникновение таких музыкальных форм, как хорал, месса, реквием);
- превращение искусства в символ потустороннего, отказ от изображения природы, её реальных форм, возникновение принципиально новой системы пластического языка, выразительных средств (обратная перспектива, декоративность использования золота, плоскостной характер человеческих фигур, нарушение пропорций и т. п.);
- близость к народному творчеству (поэзия, юмор, обычаи), что отразилось на характере средневекового искусства, которое создаётся руками ремесленников — представителей народа;
- утрата достижений мастеров античности (был отброшен идеал гармонично развитого человека с прекрасной внешностью, включавший в себя мужество и силу духа, ясный и светлый внутренний мир, но в то же время средневековые мастера учатся отражать богатство внутреннего мира человека, его страстные душевные порывы, всё многообразие чувств и переживаний.
Романский стиль западноевропейского средневекового искусства охватывает период с X по XII в. — период наиболее сильного господства религиозной идеологии.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой, оборонительного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам.
Внешний вид романских зданий отличался монолитной целостностью и торжественной силой. Готика неразрывно связана с жизнью средневекового города.
Как и романское искусство, готика распространялась по всей Европе.
В это время городская жизнь порождает новые типы зданий, прежде всего, светского назначения: биржи, таможни, больницы, склады, рынки и т. п.
Определяется внешний вид городского муниципалитета — ратуши. Это двух- или трёхэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, залами для заседаний городского совета и суда — на втором этаже, со вспомогательными помещениями — на третьем. На площади перед храмом происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Таким образом, архитектура становилась ведущим видом искусства средневековья.
Родиной классической готики была Франция, а само название стиля происходит от итальянского названия германского племени готов.
Это художественный стиль Западной и Центральной Европы времён позднего средневековья (середина XII — XV-XVII вв.).
Готическое искусство, пришедшее на смену романскому стилю, было преимущественно культовым и развивалось в пределах церковной идеологии.
Для строительства готических храмов была разработана принципиально новая конструктивная система. В её основу была положена каркасная структура, стрельчатые арки и ребристый свод, передававшие свою нагрузку на полуарочные формы (аркбутаны) стен и столпов — форсов. В промежутках между столпами были расположены большие окна, украшенные витражами. На фасадах строились башни, высотой до 150 м. И снаружи, и внутри храмы украшались многочисленными скульптурами и каменной резьбой. Здания казались лёгкими, направленными вверх.
Свыше трёх столетий просуществовала готика во Франции.
В её развитии можно выделить три периода:
1. Ранняя готика — последняя треть XII в. — первая четверть ХIII в.;
2. Высокая готика — с 20-х гг. XIII в. до конца XIII в.;
3. Поздняя готика — XIV-XV вв.
Наибольшим храмом периода ранней готики был собор Парижской Богоматери, вмещавший до 9 тыс. человек. Он строился с 1163 г. по 1208 г. (архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монро).
Скульптура готики. Фасады готических соборов украшали статуи святых и аллегорические фигуры, другие части здания — многочисленные светские изображения — сатирические образы, фантастические фигуры зверей (химеры) и пр.
Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский (на протяжении всего фасада), насчитывают каждый до двух тысяч скульптур.
- Вопрос 1. Искусство первобытно-общинного строя
- Вопрос 2. Искусство Двуречья
- Вопрос 3. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (2800-2300 до н.Э.).
- Вопрос 4. Искусство Древнего Египта. Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.Э.).
- Вопрос 5. Искусство Древнего Египта. Новое царство (1800/1600-1100 до н.Э.)
- Вопрос 6. Эллинистический период в искусстве Древнего Египта.
- Вопрос 7. Искусство Эгейского моря.
- Вопрос 8. Искусство Древней Греции. Архаика.
- Вопрос 9. Искусство Древней Греции. Классика.
- Вопрос 10. Искусство Древней Греции. Эллинизм
- Вопрос 11. Искусство этрусков.
- Вопрос 12. Искусство Римской республики.
- Вопрос 13. Искусство Римской империи.
- Вопрос 14. Монументальная живопись Древнего Рима.
- Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.
- Вопрос 16. Художественная культура и искусство средних веков
- Вопрос 17. Основные этапы средневекового искусства Западной Европы и его особенности.
- Вопрос 18.Основные этапы развития Византийского искусства
- Вопрос 19. Ранняя Византия
- Вопрос 20. Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Вопрос 22. Происхождение икон. Иконографические типы.
- Вопрос 23. Искусство эпохи переселения народов
- Вопрос 31. Происхождение иконостаса