Вопрос 12. Искусство Римской республики.
Мировоззрение жителей Рима отличалось практичностью, трезвостью. Уже в период Республики римляне создали свой театр, мемуарную литературу, исторические сочинения, выработали кодекс законов. В III-II вв. до н.э. римляне завоевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Произведения греческой скульптуры заполняли общественные здания и частные виллы. Искусство выполняло здесь в основном утилитарные функции.
Вслед за этрусками римляне создали прекрасные каменные дороги. Аппиева дорога (ее строительство начал в 312 г. до н.э. Аппий Клавдий) ведет от Рима к морю. Со II вв. до н.э. римляне строят аквидуки (инженерные сооружения, мосты, предназначенные для древнего водопровода). Вода реки Тибр была непригодна для питья, и Рим снабжался водой с Альпийских гор.
Открытие нового материала – бетона, дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых конструкций. Снаружи здание облицовывалось мрамором или иным камнем. Кирпич иногда достигал больших размеров 8030 см. Изготовлялись керамические трубы. Керамические горшки вставлялись в своды, облегчая конструкцию и улучшая акустику. Большая часть римских зданий строилась из многократно повторяющегося элемента, так называемой «римской ячейки». Она представляла собой сочетание греческого ордера с аркой.
В культовом зодчестве римляне использовали либо греческий периптер, по этруски модифицировав его в псевдопериптер на высоком подиуме, либо греческий толос, называемый в Риме ротондой (Круглый храм на Бычьем форуме в Риме I в. до н.э.).
По типу «гипподамовой планировки» строились военные лагеря, а затем и города. На пересечении улиц образовывалась главная площадь города – форум.
Поселение на месте Рима существовало еще с VIII в. до н.э. Главная площадь Рима – форум Романум – располагалась в болотистой низине и была окружена тремя холмами (Капитолий, Палатин, Квиринял). При росте города он уже располагался на семи холмах. В центре города размещались сенат, трибуна для выступления ораторов, архив, суды, тюрьма, главные храмы, в одном из которых хранилась казна.
Люди жили в многоэтажных, многоквартирных домах (инсулах), где иногда жилые помещения сдавались в наем. На первом этаже располагались лавки ремесленников и торговцев (таберны). Хозяева этих лавок жили на антрисолях – полуэтажах над таберной.
Искусство римского скульптурного портрета уходит корнями в обычаи этрусков и римлян оставлять в своих домах портретные изображения предков. Восковые отливки или гипсовые слепки служили основой для портрета. Бронзу как основной скульптурный материал сменяет в I в. до н.э. мрамор («Статуя оратора»).
- Вопрос 1. Искусство первобытно-общинного строя
- Вопрос 2. Искусство Двуречья
- Вопрос 3. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (2800-2300 до н.Э.).
- Вопрос 4. Искусство Древнего Египта. Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.Э.).
- Вопрос 5. Искусство Древнего Египта. Новое царство (1800/1600-1100 до н.Э.)
- Вопрос 6. Эллинистический период в искусстве Древнего Египта.
- Вопрос 7. Искусство Эгейского моря.
- Вопрос 8. Искусство Древней Греции. Архаика.
- Вопрос 9. Искусство Древней Греции. Классика.
- Вопрос 10. Искусство Древней Греции. Эллинизм
- Вопрос 11. Искусство этрусков.
- Вопрос 12. Искусство Римской республики.
- Вопрос 13. Искусство Римской империи.
- Вопрос 14. Монументальная живопись Древнего Рима.
- Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.
- Вопрос 16. Художественная культура и искусство средних веков
- Вопрос 17. Основные этапы средневекового искусства Западной Европы и его особенности.
- Вопрос 18.Основные этапы развития Византийского искусства
- Вопрос 19. Ранняя Византия
- Вопрос 20. Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Вопрос 22. Происхождение икон. Иконографические типы.
- Вопрос 23. Искусство эпохи переселения народов
- Вопрос 31. Происхождение иконостаса