Вопрос 16. Художественная культура и искусство средних веков
Развитие художественной культуры средних веков связано с историей всего средневековья. На раннем этапе наибольшее значение имело сохранение античного наследия, особенно латинского языка. Важнейшую роль сыграли труды Аврелия Августина, Марциана Капеллы, Северина Боэция. В VI в. Флавий Кассиодор, приближенный остготских королей, в своих книгах дает образцы латинского стиля.
В его южно-итальянском поместье Виварий соседствовали библиотека, скрипторий - мастерская по переписке книг, школа. Виварию подражали бенедиктинские монастыри. В начале в VII в. в Испании Исидор Севильский пишет энциклопедию «Этимологии», в которой собраны остатки античных знаний. Другая тенденция раннего средневековья - рост самосознания варварских народов.
Появляются истории готов, вандалов, франков, англов и лангобардов, записываются правовые нормы варваров, их мифы, легенды, песни. Слиянию римских и варварских традиций в единую европейскую культуру способствовало «Каролингское возрождение» в империи Карла Великого. Литература этого времени тесно связана с нуждами церкви и государства. Средневековая культура обретает классические формы в XI–XIV вв. эпоху расцвета большую роль играет взаимодействие и борьба общеевропейского и национального начал. Представители того и другого переосмысливают этические и эстетические ценности христианства, их затрагивают византийские и исламские влияния, они постоянно возвращаются к античным образцам.
В XIV-XVI вв. Возрождение и Реформация генерируют культурные явления.
Искусство стремится к концентрации. Храм – не только место поклонения Богу, но и модель мира, сотворенного Богом. Эта модель стремится походить на оригинал, для воссоздания которого необходимы все виды искусства. Средневековая книга священна. Писание и предание церкви – это заветы Бога, записанные на человеческом языке .Но и научные труды язычников и мусульман являются зеркалом творения. Книги тщательно отделывались, украшались и ценились. Для их вывоза из города требовалось специальное разрешение властей.
Наибольшим уважением пользовалась религиозная и научная литература. Самым древним по своему происхождению жанром светской литературы явился героический эпос. Он тесно связан с жизнью варварской эпохи, насыщен языческими образами и представлениями. Записан эпос в поздних вариантах, подвергшихся влиянию христианства и рыцарской идеологии. Наибольшее внимание здесь уделено историческим деталям и всякого рода сказочным событиям и чудесам, так как эпос был и хранителем памяти народа, и фольклорным творчеством.
В Северной Европе сказания-саги создавались поэтами-скальдами, использовавшими материал древнегерманской мифологии. Похоже на них англосаксонское «Сказание о Беовульфе». Реалии военной истории раннего средневековья лежат в основе французской «Песни о Роланде» и испанской «Песни о моем Сиде». Героический эпос Германии – «Песнь о Нибелунгах» совмещает в себе воспоминания о деяниях бургундских королей и сказочные приключения богатыря Зигфрида. Все эти поэмы подверглись литературной обработке в духе рыцарства было тесно связано с героями эпоса – варварскими вождями.
Рыцарская литература представлена возникшим в середине XII в. рыцарским романом. Главным их источником стали кельтские сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, о трагической любви Тристана и Изольды, о подвигах Ланселота, Персеваля, Амадиса, популярные во всей Европе рассказы о поисках Грааля – волшебной чаши с кровью Христа.
Крупнейшим представителем этого жанра был французский поэт XII в. Кретьен де Труа. Его герои живут уже в совсем другой среде – при дворах королей и крупных феодалов зрелого средневековья. Здесь складывается особая культура поведения, служившая образцом всему рыцарству. Для ее характеристики используется термин «куртуазность», обозначающий качества идеального придворного кавалера и происходящий от французского слова куртуази. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV– XV вв. такие важные элементы жизни феодалов, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную игру.
Культ прекрасной дамы – необходимая часть куртуазной культуры. Любовное «служение» стало религией высшего круга. Не случайно в это же время развивается почитание Девы Марии. Мадонна царит в небесах и сердцах верующих подобно тому, как дама царит в сердце влюбленного в нее рыцаря. Помимо рыцарского романа эта тема развивается и в поэзии. С конца XI в. в Южной Франции расцветает поэзия трубадуров. Ею увлекаются и в других странах. Куртуазная поэзия развивается в Италии и Испании. Сюжетами этой поэзии были не только любовные приключения рыцарей, но и их военные подвиги, описания турниров и праздников, восхваления сеньора.
С XI в. центрами культурной жизни становятся города. Городская литература создавалась на народных наречиях. Ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки, выдвигающие нового героя – неунывающего, смышленого и ловкого типичного горожанина. Складывается городской сатирический эпос – французский «Роман о Лисе». Культура города была тесно связана с деревенской, они имели много общих черт и могут быть названы разными видами народной культуры.
Далеко не все произведения духовной и богослужебной литературы были рассчитаны на интеллектуальную элиту. Сборники молитв и проповедей, жития святых распространялись среди широких масс и писались доступным для них языком.
- Вопрос 1. Искусство первобытно-общинного строя
- Вопрос 2. Искусство Двуречья
- Вопрос 3. Искусство Древнего Египта. Древнее царство (2800-2300 до н.Э.).
- Вопрос 4. Искусство Древнего Египта. Среднее царство (2300/2100-1800/1600 до н.Э.).
- Вопрос 5. Искусство Древнего Египта. Новое царство (1800/1600-1100 до н.Э.)
- Вопрос 6. Эллинистический период в искусстве Древнего Египта.
- Вопрос 7. Искусство Эгейского моря.
- Вопрос 8. Искусство Древней Греции. Архаика.
- Вопрос 9. Искусство Древней Греции. Классика.
- Вопрос 10. Искусство Древней Греции. Эллинизм
- Вопрос 11. Искусство этрусков.
- Вопрос 12. Искусство Римской республики.
- Вопрос 13. Искусство Римской империи.
- Вопрос 14. Монументальная живопись Древнего Рима.
- Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.
- Вопрос 16. Художественная культура и искусство средних веков
- Вопрос 17. Основные этапы средневекового искусства Западной Европы и его особенности.
- Вопрос 18.Основные этапы развития Византийского искусства
- Вопрос 19. Ранняя Византия
- Вопрос 20. Иконоборчество и иконопочитание в Византии
- Вопрос 22. Происхождение икон. Иконографические типы.
- Вопрос 23. Искусство эпохи переселения народов
- Вопрос 31. Происхождение иконостаса