logo
Экзаменационные вопросы

Вопрос 15. Основные очаги средневекового искусства.

Искусство в этот период находилось в тесной связи с системой средневекового религиозного мировоззрения и обладало известной условностью образов.

К характерным особенностям средневекового искусства относятся:

- подчинённость религии, спиритуализм - объективно-идеалистическое учение, в соответствии с которым дух является первоосновой мира;

- развитие искусства иконописи, в живописи и скульптуре — доминирование библейских сюжетов, развитие духовной музыки (возникновение таких музыкальных форм, как хорал, месса, реквием);

- превращение искусства в символ потустороннего, отказ от изображения природы, её реальных форм, возникновение принципиально новой системы пластического языка, выразительных средств (обратная перспектива, декоративность использования золота, плоскостной характер человеческих фигур, нарушение пропорций и т. п.);

- близость к народному творчеству (поэзия, юмор, обычаи), что отразилось на характере средневекового искусства, которое создаётся руками ремесленников — представителей народа;

- утрата достижений мастеров античности (был отброшен идеал гармонично развитого человека с прекрасной внешностью, включавший в себя мужество и силу духа, ясный и светлый внутренний мир, но в то же время средневековые мастера учатся отражать богатство внутреннего мира человека, его страстные душевные порывы, всё многообразие чувств и переживаний.

Романский стиль западноевропейского средневекового искусства охватывает период с X по XII в. — период наиболее сильного господства религиозной идеологии. 

Главная роль в романском стиле отводилась суровой, оборонительного типа архитектуре — церквам, монастырям, замкам. 

Внешний вид романских зданий отличался монолитной целостностью и торжественной силой. Готика неразрывно связана с жизнью средневекового города. 

Как и романское искусство, готика распространялась по всей Европе.

В это время городская жизнь порождает новые типы зданий, прежде всего, светского назначения: биржи, таможни, больницы, склады, рынки и т. п. 

Определяется внешний вид городского муниципалитета — ратуши. Это двух- или трёхэтажное здание с галереей в нижнем этаже, с парадными залами, залами для заседаний городского совета и суда — на втором этаже, со вспомогательными помещениями — на третьем. На площади перед храмом происходили диспуты, лекции, разыгрывались мистерии. Таким образом, архитектура становилась ведущим видом искусства средневековья.

Родиной классической готики была Франция, а само название стиля происходит от итальянского названия германского племени готов. 

Это художественный стиль Западной и Центральной Европы времён позднего средневековья (середина XII — XV-XVII вв.). 

Готическое искусство, пришедшее на смену романскому стилю, было преимущественно культовым и развивалось в пределах церковной идеологии.

Для строительства готических храмов была разработана принципиально новая конструктивная система. В её основу была положена каркасная структура, стрельчатые арки и ребристый свод, передававшие свою нагрузку на полуарочные формы (аркбутаны) стен и столпов — форсов. В промежутках между столпами были расположены большие окна, украшенные витражами. На фасадах строились башни, высотой до 150 м.  И снаружи, и внутри храмы украшались многочисленными скульптурами и каменной резьбой. Здания казались лёгкими, направленными вверх.

Свыше трёх столетий просуществовала готика во Франции. 

В её развитии можно выделить три периода:

1. Ранняя готика — последняя треть XII в. — первая четверть ХIII в.;

2. Высокая готика — с 20-х гг. XIII в. до конца XIII в.;

3. Поздняя готика — XIV-XV вв.

Наибольшим храмом периода ранней готики был собор Парижской Богоматери, вмещавший до 9 тыс. человек. Он строился с 1163 г. по 1208 г. (архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монро).

Скульптура готики. Фасады готических соборов украшали статуи святых и аллегорические фигуры, другие части здания — многочисленные светские изображения — сатирические образы, фантастические фигуры зверей (химеры) и пр. 

Такие соборы, как Парижский, Амьенский и Шартрский (на протяжении всего фасада), насчитывают каждый до двух тысяч скульптур.