Четвероевангелие Экзаменационные вопросы
1. Положение Палестины во дни земной жизни Господа Иисуса Христа.
Распространение греческой культуры и рассеяние евреев после Вавилонского плена (основные центры рассеяния: Вавилон, Сирия, Греция, Македония, Египет и Рим) подготовили почву для событий Нового Завета. Еще одним важным фактором была римская власть, которая объединила Древний мир политически, подобно тому как эллинизм объединил его в культурном отношении.
После того, как государство Селевкидов попало в зависимость от римлян, сирийцы были обложены тяжелым налогом, который, в свою очередь, добывали, грабя своих подданных. Антиох IV Епифан осквернил храм в Иерусалиме в 167 г. до Р.Х. и нанес ряд нестерпимых оскорблений религиозному чувству иудеев. Это переполнило чашу народного терпения и послужило поводом к восстанию Маккавеев. На некоторое время (142 — 63 гг. до Р.Х.) евреям (пользуясь союзом с Римом) удалось освободиться, и с 165 г. до Р.Х. они очистили и переосвятили Храм. Этот период, называемый обычно Хасмонейским (или Асмонейским) царством (по имени родоначальника династии — священника Маттафии Асмонея — отца Маккавеев), завершился ожесточенной гражданской войной, которая дала возможность римлянам вмешаться и, изгнав Селевкидов (64 г. до Р.Х.), сделать Сирию своей провинцией.
В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпеи захватил Иерусалим. Иудея стала вассальным государством Рима. Рим долгое время был республикой, управлявшейся консулами, которых на годичный срок назначал сенат. Но когда образовалась римская мировая держава, то богатые завоеванные провинции стали использоваться римскими чиновниками в корыстных целях. Контролировать огромную империю сенат оказался не в состоянии, возникла потребность в большой регулярной армии, пользуясь влиянием в которой, к власти устремились безнравственные честолюбцы. В результате, в I в. до Р.Х., Рим пережил несколько гражданских войн. Военачальник Юлий Цезарь разбил Помпея и стал править единолично, приняв титул диктатора, но вскоре он погиб (44 г. до Р.Х.) в результате заговора. Его племянник и наследник Октавиан и друг Марк Антоний разгромили сторонников республики, но затем поссорились. Война между ними закончилась победой Октавиана над Антонием и его союзницей - царицей Египта Клеопатрой.
Борьбу в Риме за власть использовала в своих целях династия Иродов, происходящая из земли Эдом на юге от Мертвого моря (население — эдомитяне (или идумеи) — потомки Исава). Сначала идумеянин Антипатор был сделан цезарем прокуратором Иудеи, затем, его сын Ирод получил поддержку Октавиана и Антония против последнего из Асмонеев — Антигона. В 40 г. до Р.Х. сенат назначил Ирода иудейским царем, после чего тот взял штурмом Иерусалим и умертвил Антигона. Затем Ирод стал выжидать, чем кончится борьба Октавиана и Антония, и, приняв сторону победителя, был пожалован Октавианом новыми землями.
Победив, Октавиан прежде всего прекратил утомившие людей войны. В 27 г. до Р.Х. он принял титул "Август", но старался маскировать свою реальную власть. Он держал армию под контролем и стал первым единовластным правителем Римской империи (хотя сам он никогда не употреблял этого выражения).
Во времена правления Августа родился Господь Иисус Христос (Лк 2,1). События, описанные в Евангелиях, происходили при следующем императоре, сыне Августа — Тиверии (14—37 г.) (Лк 3,1).
Неиталийские провинции империи разделялись на два вида. Теми провинциями, в которых был установлен прочный мир, управлял сенат (сенатские провинции), каждый год назначавший туда проконсулов (правителей). Провинциями, в которых для поддержания порядка требовалось постоянное присутствие войск, управлял император (императорские провинции). Его власть осуществлялась через представителей, назначавшихся им на четыре или на пять лет. В крупных провинциях представители императора назывались легатами, а в маленьких или наиболее беспокойных — префектами или прокураторами. В ряде областей продолжали править местные цари, вассалы Рима, — пока они делали то, чего желал центр.
Ироду Великому позволили править в Иудее с 40 г. до Р.Х. до смерти (4 г. до Р.Х.). Римляне пробовали и дальше управлять Иудеей через Иродов, но такая политика здесь успеха не принесла, т.к. после смерти Ирода Великого в Иудее правил его сын Архелай, который был неспособен поддерживать порядок в стране. Поэтому в 6 г. н .э. Иудея стала римской провинцией, управляемой прокуратором. Прокуратор Иудеи был ответственен перед императором, но подвластен также и легату Сирии. Понтий Пилат был пятым прокуратором, правившим страной с 26 по 36 г. н. э.
- Четвероевангелие Экзаменационные вопросы
- Ирод Великий и его царствование. Династия Иродов
- 2. Евангелист Матфей.
- Личность Евангелиста Матфея
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- Личность Евангелиста Марка
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 4. Евангелие от Луки
- 5. Евангелие от Иоанна.
- История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции
- 7. Начало евангельской истории: Благовещение Божией Матери (Луки 1:26-38)
- Благовестие Захарии (Луки 1:1-25)
- Благовестие Иосифу (Матф. 1:18-25)
- Поклонение Волхвов (Матфея 2:1- 12)
- Отрочество Господа Иисуса Христа (Луки 2:40-52)
- 8. Родословия Иисуса Христа.
- Свидетельство Св. Предания о происхождении Божией Матери
- Тропарь праздника
- Введение во храм Пресвятой Девы Марии
- 9. Хронологические рамки евангельской истории:
- Евангельская хронология
- 10. Проповеди Иоанна Крестителя, его свидетельства об Иисусе Христе.
- 11. Крещение господа иисуса христа
- 12. Основные вехи общественного служения Иисуса Христа, периодизация.
- 13. Искушение и.Х. В пустыне. Смысл и значение.
- 14. Начальный период служения в Иудее и Галилее ( Ин. 2-3). Кана Галилейская.
- 15. Беседа с Никодимом. (Иоан. 3:1-21)
- 16. Беседа с Самарянкой. (Матф. 4:12; Марк. 1:14; Лук. 4:14; Иоан. 4:1-42)
- 17. Начало Галилейского периода после удаления из Иудеи.
- 18. Первая встреча с будущими учениками.
- 19. Нагорная проповедь. (Матф. 5, 6 и 7 главы; Луки 6:12-49)
- 20. Нагорная проповедь. И.Х. И Закон. Закон любви.
- 21. Нагорная проповедь. О милостыне, молитве и посте.
- 22. Нагорная проповедь. Об отношениях с миром.
- 23. Нагорная проповедь. О неосуждении ближних. Золотое правило. Два пути.
- 24. Чудеса и.Х., их смысл и значение.
- 25. Исцеление одержимых и изгнание бесов.
- 26. Чудеса и вера: чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 27. Чудеса и Царство Божие; чудеса, совершенные Спасителем по чувству милосердия и любви.
- 28. Иисус Христос и Иоанн Предтеча. Свидетельства Господа об Иоанне. Казнь Предтечи.
- 29. События второй Пасхи общественного служения. Учение Господа о Своем равенстве Отцу и о воскресении и суде.
- 30. Чудо насыщения многих тысяч. Беседа о хлебе Небесном.
- 31.Учение Господа о Царстве Небесном в притчах. Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)
- 32. Хождение в языческие области. Воспитание учеников. Исповедание Петра у Кесарии Филипповой.
- 33. Преображение Господне.