logo
Новый Завет-1

История создания Евангелия по мнению древней церковной традиции

Согласно церковному преданию, Евангелие от Матфею было написано одним из двенадцати апостолов (см.: Мф. 10,3) на арамейском (или древнееврейском) языке и появилось первым среди канонических Евангелий. Это предание восходит к христианским писателям II-IV вв.

Самое раннее из дошедших до нас свидетельств о Евангелии принадлежит Папию, епископу Иераполя (Фригия). Около 130 г. он написал книгу "Истолкование слов Господа", от которой сохранилось лишь не­сколько фрагментов в "Церковной истории" Евсевия Кесарийского. Согласно Папию, "Матфей составил собрание логий на еврейском языке, а каждый переводил их в меру своих способно­стей». Церковные писатели II в. под логией обычно понимали все Евангелие целиком. Са­мые ранние из наших свидетелей о Мф. после Папия — Ириней, Ориген и Евсевий — относили слова Па­пия к арамейскому ориналу канонического Мф.

У Иринея Лионского можно прочесть (конец II в.): "Матфей обнародовал у евреев написанное на их собственном языке евангелие, когда Петр и Павел проповедовали в Риме и основывали там Церковь. А после и Марк, ученик и истолкователь Петра, передал нам в письменной форме то, что про­поведовал... "

Ориген (III в.) сообщает:"Первым было написано евангелие по Матфею, который некогда был сбор­щиком пошлин, а позже — апостолом Иисуса Христа. Оно было написано на еврейском языке для ве­рующих евреев..."

  1. Евангелие от Марка

  2. Главное внимание св. Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное, яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие и могущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной. Поэтому эмблемой Марка является лев.