logo
Новый Завет-1

Личность Евангелиста Марка

По свидетельству исторического предания второе каноническое Евангелие написал Марк, носивший кро­ме латинского имени (Marcus) еще другое — еврейское Иоанн (Деян 12,12,25; 15,37; сравн. 13,5,13). По происхождению он был иудей из Иерусалима, где мать его Мария имела свой дом (Деяп 12,12), находился в близком родстве с Варнавою (Кол 4,10) и обращен в христианство, вероятно, ап. Петром (1 Петр. 5,13). Выражение: "Марк, сын мой" (1 Петр 5,13) указывает вероятно на то, что Марк был обязан Петру своим ду­ховным возрождением, и во всяком случае на близкие между ними отношения. Принимать же упоминаемого

здесь Марка, отличное от Евангелиста Марка, решительно нет никакого основания, так как историческое предание нам говорит только об одном Марке.

По свидетельству предания, он был один из 70 учеников Господа. Очень рано сблизившись с ап. Павлом, по всей вероятноститакже при посредстве Варнавы, Марк сопутствовал Варнаве и Павлу во время их первого апостольского путешествия как их помощник (Деян 13,5), после того как они брали его в Иерусалим во время путешествия, упоминаемого в Деян 12,25. Впрочем Марк вскоре за тем оставил обоих апостолов в Пергии (Деян 13,13), и так как Павел вследствие этого не взял его снова с собой во второе свое апостольское путешествие не смотря на желание Варнавы, то он вместе с Варнавою отпра­вился на Кипр (Деян 15,37-39). Впоследствии Марк раскаялся в своем проступке и опять был вме­сте с ап. Павлом. Так мы видим его снова в качестве усердного помощника при апостоле во время его за­ключения в Риме (как во время первого заключения по кол 4,10; Фил 24, так и во время второго по 2 Тим 4,11).

Древнее свидетельство так называемого Иоанна пресвитера, переданное Папием (в началеII-го столе­тия) и сохранившееся у Евсевия, называет Марка спутником и истолкователем Петра. Это, подтверждаемое столькими писателями известие противоречит, по-видимому, тому несомненному факту, что Марк по большей части находился при ап. Павле в качестве помощника. Но это противоречие только ка­жущееся. Так как почему же Марк не мог помогать в проповедовании Евангелия и Петру, с которым его связывало очень близкое духовное родство?

В последнее время своей жизни Марк, по ясному свидетельству некоторых, содействовал учреждению Церкви в Александрии и был первым христианским епископом этого города.

Распространено мнение, что нагой юноша, упоминаемый в Мк. 14:51-52, был не кто иной, как сам евангелист. Этот эпизод, не имеющий параллелей у других евангелистов, мог быть прибавлен самим Марком. Так или иначе, связь Марка с ап. Птром восходит не ниже, чем ко второму периоду истории апостольского века. Потом он некоторое время сотрудничал с ап. Павлом. Происшедшая между ними размолвка не была окончательною. Когда Павел был в римских узах, Марк снова был с ним. Марк расстался с ап. Павлом только после его мучениской смерти в Риме и в Риме же снова соединился с Петром.