logo search
Конспект для 1 класса 97 г

Как должен православный христианин вести себя в храме Божием

Православный христианин должен входить и храм тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного: шум, разговоры, а тем более смех при входе в цер­ковь оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога: "Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему, в страсе Твоем" (Пс. 5,8).

Став на обычное место, с благоговением и страхом Бо­жиим помолись: "Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!" "Без числа согреших, Гссподи, прости мя'" "Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!" "Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Чест­нейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!" "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь". "Гисподи, помилуй" (трижды). "Благослови". "Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас" (молитвы с поклонами). Те же молитвы произноси и при выходе из храма.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершения пок­лона с внутренним благоговением и внешним благообразием. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным зна­мением и потом делать поклон. Крестные знамение должно изображать правильно, с благоговением, не спеша. Церковный Устав требует от нас, чтобы мы все делали в храме Вождем не только истово, чинно, но и неторопливо и своевременно. Поклоны следует совершать по окончании каждого краткого прошения, как например: "Господи помилуй", или молитвословия, а не во время его исполнения. "Не вкупе с молитвой", - говорится в Типиконе. Перед началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем при всех службах на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на троекратном "Аллилуиа" (на "Слава") и на "Буди имя Господне" полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб надо внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу, и осенив себя крестным знамением, при возглашениях: "Господи помилуй" или: "Подай Господину положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стихов и других молитвословий поклон полагается только тогда, ког­да слова молитвословий побуждают к этому, например, "при­падем", "поклонимся", "молимтися" и т.д.

При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полага­ется поясной поклон.

На полиелее после каждого величания - по одному поклону. Перед чтением Евангелия и по прочтении его (на "Слава Тебе Господи") всегда полагается один поясной поклон.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов "Силою честнаго и животворящего Креста", при начале чтения Апостола, Евангелия и паремий, при чтении троекратного "Аллилуиа", в середине шестопсалмия нужно осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель произносит: "Мир всем" или возглашает: "Благодать Гоопода нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами" следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся и при отпусте, если таковой совершается без креста. Когда же отпуст произносится священнослужителе с крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует сделать с крестным знамением.

При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует наклонить голову. Прикладываться к св. Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать и не оттеснять их; положить два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Матери Божией и Святым, сле­дует целовать руку, к иконе Спасителя - ноги. Прикладываясь к св. Евангелию, следует произносить про себя молитвы: "Со страхом и любовию приступаю Ти Христе, и верую словесем Твоим", "Христе Боже, помози ми и спаси мя".

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, нужно с любовию произносить эти имена, ибо по долгу любви Христи­анской они требуют от нас сердечного сочувствия и любви. Beликая разница между бесчувственным перечнем имен и сердечны поминовением их; одно от другого отстоит, как небо от земли. Надо твердо помнить следующее: если мы, будем поминать умер­ших, то найдутся люди, которые и нас помянут после смерти.

Молиться за усопших следует так: "Помяни, Господи души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения их вольная и невольная, даруй им царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконочныя и блаженныя жизни наслаждение".

Когда священнослужителем совершается каждение молящихся на каждение следует ответствовать наклонением головы.

Во время чтения Евангелия, как бы слушая Самого Иисуса Христа, стоять с преклоненною головою.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом: "Помилуй мя Боже", по окончании первой половины "Херувимской" полагается поясной поклон. Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц стоять благоговейно, с приклоненною головою и в конце поминовения при словах: "Вас и всех православных христиан", нужно говорить: "Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем" - (при служении епис­копа, при служении же других священнослужителей говорится: "Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем"), затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа сказать: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!"

Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песнопения "Тебе поем..." поклониться до земли Телу и Крови Христовой. Важность этой минуты так велика, что с нею не может сравнить­ся ни одна минута нашей жизни. В этой минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо "Бог явися во плоти".

После "Достойно есть" - земной поклон. При словах: "И всех и вся" говорить про себя: "Молитвами всех святых Твоих, Господи, прости и помилуй нас".

Во время пения "Достойно есть" или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за которых служится Литургия. И присут­ствующие в храме должны в это время помянуть своих близких живых и умерших.

В начале молитвы Господней "Отче наш..." Устав предпи­сывает изображать на себе крестное знамение.

При Открытии Царских врат и явлении Святых Даров (оз­начающем явление Иисуса Христа по воскресении) при возгла­шении: "Со страхом Божиим и верою приступите" - поклон земной.

При последнем явлении Св. Даров (изображается возне­сение Иисуса Христа на небо), при словах священника: "Всег­да, ныне и присно, и во веки веков", - тоже земной поклон.

Приступая к принятию Св. Тайн Тела и Крови Христовой, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крес­тообразно, подходить к Св. Чаше не спеша, благоговейно и со страхом Божиим, громко назвав свое имя. По принятии Св. Тайн лобызать нижний край чаши, как самое ребро Хрис­тово, и затем отходить спокойно, и не полагая крестного зна­мения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его ве­ликую милость: "Слава Тебе Боже наш, Слава Тебе, Боже!" Земные, поклоны в этот день но совершаются до вечера.

Св. антидор и благословенный хлеб принимать должно благоговейно и при этом целовать подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за Литургией для благос­ловения и освящении души и тела, чтобы те, которые не приобщались Св. Даров, вкусили освященного хлеба. В книгах церковных о нем говорится: "Освящен бо есть, и подобает его не ядущим принимати. А кто и мало ядяше, или пияше, да не приимет антидор".

От Св. Пасхи до дня Св. Пятидесятницы, от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господские двунадесятые праздники поклоны земные Святою Церковью со­вершенно отменяются. Когда в Церкви осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, то все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами или рукой, или кадят народу, то креститься не должно, а следует только поклониться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие "Христос Воскресе", говорят: "Воис­тину Воскресе".

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божьем, помните, что вы находитесь в присутствии Господа Бога, стоите перед лицом Его, перед очами Его, в присутствии Божией Матери, свв. Ангелов и всех святых: "В храме стояше славы Твоея, на небеси стояти мним".

Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чте­ний зависит от восприятия их нашим сердцем, умом и чувст­вом. Поэтому нам необходимо понимать все совершающееся в церковном богослужении, проникаться и питаться им. Только тогда за службой церковной каждый согреет свое охладевшее сердце, возбудит заснувшую совесть и оживит иссохшую душу Все совершая благообразно и по чину церковному, будем в телесах и душах наших прославлять Господа Бога нашего.