logo
Конспект для 1 класса 97 г

Постная Триодь

Триодь Постная начинаются с подготовительных дней к Великому посту. Так называются следующие дни: Неделя (воск­ресение) о мытаре и фарисее; Неделя о блудном сыне, субботы и Неделя мясопустная, вся седмица (семь дней) сырной недели. Затем следуют богослужения Великого поста и Страстной седмицы. В седмичные дни Великого поста богослужение совершается только по Триоди и Минее (некоторые песнопения Октоиха, употребляемые в эти дни, включены в приложения Триоди). В воскресные дни Великого поста богослужение совершается только по Октоиху и Триоди.

Воскресные песнопения (т.е. Октоих) не отменяются в Великом посту во все воскресные дни, кроме Недели Ваий - двунадесятого праздника, в которых они заменяются песнопениями праздника (по Триоди Постной). Во время пения Триоди Постной есть дни, в которые не поется Минея:

1) все недели (воскресенья) Триоди Постной, начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Ваий включительно.

2) Среда и пяток 4-й седмицы, четверток 5-й седмицы Великого канона.

3) Субботы: мясопустная, сыропустная, 1-й и 5-й седмицы Великого поста, суббота Лазарева.

4) Дни Страстной седмицы.

В будние же дни прочих седмиц, даже если нет памяти великого святого, поются песнопения месячной Минеи.

1-я стиховная стихира вечерни и утрени обозначается в Триоди Постной "самогласен дне". Поэтому в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди Постной (в гл. 49) под словам "самогласен дне" нужно понимать молитвословия не Октоиха (дне), а Триоди. Молитвословия Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, или содержанием песнопений, или словом: "глас". Так, в Типиконе читаем: "седальны Октоиха", "седальны апостольские", "Троичны гласа" и т.д. В состав Триоди Постной входят песнопения разных песнописцев, наиболее замечательные из которых принадлежат VIII и IX вв., каковы: св. Андрей, архиеп. Критский, преп. Косма Маиумский, св. Иоанн Дамаскин, Иосиф и Феодор Студиты.

Эти песнопения были собраны в одну книгу, по свидетельству первого синаксария Триоди Постной, Феодором и Иосифом Студитами. Однако и после них она была умножаема в своем составе например, для Недели Православия, недель 2-й, 4-й, 5-й синаксарии и службы были составлены в XIV веке Никифором Каллистом.